Машина не выбрана
Машина не выбрана
Марка
Модель
Поколение
или отменить
26 октября 2013 г. в 08:58, 6 695 26

Алматинские «гармошки»

Сочлененные городские автобусы: в Семиречье их было не так уж много и прежде, сейчас же их не осталось практически совсем.
Как известно, советский автопром выпуском сочлененных автобусов повышенной вместимости не занимался, передоверив это хлопотное дело коллегам из СЭВ – в частности, венгерскому «Икарусу». Вот так, начиная с конца 1960-х, «гармошки» из Секешфехервара и появились в крупных городах СССР, включая Алма-Ату. В эпоху перестройки поставки этих вместительных машин постепенно прекратились, но еще целое десятилетие девяностых длинные «Икарусы-280» (преимущественно темно-желтого цвета) продолжали поступать в СНГ – на этот раз из бывших стран соцлагеря, чаще всего из объединившейся Германии. Ведь теперь города экс-ГДР могли себе позволить более совершенные машины западного производства.
В южной столице в ту пору настала эра частных пассажироперевозок, и вот тут выяснилось, что эксплуатация автобусов повышенной вместимости в Алматы, с его перепадами высот и запруженными транспортом улицами, для небогатого владельца слишком накладна. Постепенно, к середине 2000-х, практически все икарусовские «гармошки» приказали долго жить.
Последний уцелевший экземпляр сочлененного 280-го «Икаруса» (на верхнем фото) был переведен на спецмаршрут «ТЭЦ-2» и занимался развозкой рабочих, а еще позже и вовсе лишился своего артикулированного прицепа (снимок внизу).
Тем не менее, все первое десятилетие нового века, в Алматы различными путями оказывались импортные «гармошки», но их хозяева, раз за разом убеждавшиеся в их невыгодности (для собственного кошелька – но отнюдь не для пассажиров!), снимали их с маршрутов, отправляя в другие казахстанские города. Один из моих знакомых, оказавшихся волею судьбы за границей, как-то обратился ко мне с просьбой поснимать автобусный секонд-хэнд из Европы, потоком шедший в те годы в город. Среди десятков «Мерседесов», «МАНов», «Ван-Хоолов», «Зетр» и иже с ними, иногда встречались и их удлиненные версии, правда, немного. Вспомним некоторые из них.
Пожалуй, самая совершенная и эргономичная «гармошка» из числа тех, что оказывались в Алматы – «Мерседес-Бенц» O405G. По степени удобства для пассажиров конкуренцию ему мог составить разве что лишь «МАН» SG242.
Весьма протяженная машина – на целый метр длиннее 280-го «Икаруса», с вполне приличной маневренностью, которую продемонстрировал мне её водитель во 2-м автобусном парке. Карьера автобуса завершилась как и у его «Икаруса»-предшественника, на маршруте «ТЭЦ-2».
На фото выше - экзотическая версия удлиненного 405-го «Мерседеса», с немецкими агрегатами, но с кузовом испанской фирмы «Кастросуа». Попала в город, если не ошибаюсь, прямиком с Канарских островов.
Несмотря на довольно заурядный облик, этот «Рено» PR-180.2 был необычен внутри. Если большинство сочлененных автобусов имеет привод лишь на единственную ось, то PR-180.2 сразу на две – центральную и заднюю.
Обратите внимание на нестандартную компоновку сидений в середине салона и номера ЮКО – импортный автобусный секонд-хэнд шел в Казахстан большей частью именно через Шымкент.
Шведские «Вольво» B10M – целая партия этих красных машин с номерами Кызыл-Ординской области оказались в 2007 году в Алматы. Очень теплые внутри автобусы, даже собственно соединительная «гармошка» утеплена чем-то вроде плюша.
На поворотном круге установлены дополнительные сиденья – эти машины рассчитаны на эксплуатацию на протяженных линиях со средней загрузкой. Да и вообще, честно говоря, ни разу в Швеции не видел забитых битком автобусов.
Еще один «Вольво» - B10MA. Всего две пассажирских двери и тоже высокий пол, что не очень удобно для пассажиров.
Равно как и архитектура, общественный транспорт формирует облик города своей эпохи. Автобусы, троллейбусы и трамваи – это история окружающего мира и жизни. Нашей жизни.

Заметили опечатку?
Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

Комментарии
26
Добавить комментарий
(CTRL+ENTER)
отменить или (CTRL+ENTER)

Интересное в Дорожном патруле:

Новости партнеров:

Наверх
Авторизация
Уже зарегистрированы?
или авторизуйтесь через социальные сети: