Машина не выбрана
Машина не выбрана
Марка
Модель
Поколение
или отменить
11 марта 2014 г. в 16:49, 5 073 16

«Азия Авто»: 523 гектара счастья

Как переживет отечественное производство девальвацию и что ждет наш автопром в ближайшем будущем? Ответы на эти вопросы попробовал найти редактор Auto.lafa.kz, отправившись в Усть-Каменогорск.
«Черный» вторник февраля сделал свое дело – дилеры кинулись переклеивать ценники вслед за одномоментным ростом курса доллара. Казалось бы, вот, собственно, и настало время стать отечественному автомобилю по-настоящему конкурентоспособным на фоне «взлета» теньговых цен на импортные машины. Тем более с высоких трибун под «честное келимбетовское» рапортовали о пользе девальвации для казахстанской промышленности.
Но как оказалось (впрочем, с SKD этого и следовало ожидать), доля казахстанского труда в локализации производства попросту не смогла удержать цену на должном уровне! 11 февраля крупнейшая сеть группы «Бипэк Авто» уже после обеда подняла стоимость автомобилей в тенге на 20%, и это, к сожалению, не только на импортные автомобили.

Сборщик автомобилей номер «1»

В прошлом году восьмую часть всех объемов отечественного машиностроения в денежном отношении обеспечила работа «Азия Авто». За год ворота предприятия покинули 31 005 автомобилей, и это 83% всех произведенных в стране.
Всего каких-то 10 лет назад завод производил одну модель – Lada 4x4, сегодня на «Азия Авто» собирают 24 моделей четырех разных брендов. В 2013 году «Экс-Нива» – это каждый пятый автомобиль на «Азия Авто» (6 953 машин). В 2014 году утверждено производство лишь 988 автомобилей. Дальнейшая судьба «Нивы» в связи с ужесточением норм безопасности 15-года туманна.
Со слов руководства компании цены на производимые автомобили были скорректированы в первую очередь из-за сделок с партнерами – машинокомплекты идут в обмен на валюту.
Нитка конвейера (см. фото выше) ведет свою историю с конца девяностых, на этом оборудовании, два года Valmet Automotive собирали Lada Samara Baltic для Европы в Финляндии. Однако подвесной конвейер в основном используют при сборке Лады 4х4, большая часть автомобилей в Усть-Каменогорске собирается на линиях постовой сборки. Машинокомплекты приходят по железной дороге. В одном контейнере едут 4 кузова, а в других – двигатель, трансмиссия, элементы подвески, колесные диски и проводка.
- «Контрактов очень много, валюту выбирает наш партнер, какая ему выгоднее. Мы принимаем правила игры, и потом переносим эти правила на нашу территорию. Да, безусловно, присутствуют валютные риски, они в цепочку выстраиваются – но это бизнес» - объяснил ситуацию Анатолий Балушкин, председатель совета директоров группы компаний «Бипэк Авто-Азия Авто».
Сегодня на предприятии работают чуть больше 1000 человек. Средняя зарплата - 145 000 тенге. Это на 15-20% больше чем предлагают в ВКО, потому повышение зарплат пока не предвидится.
- «А знаете, что с 1 января железнодорожные тарифы поднялись на 8,8%, так? Так. А электроэнергия для юридических лиц? На сколько? Это прошло так, потихоньку». Только в прошлом году группа компаний продала 86.8 тысяч автомобилей и заплатила более 19 миллиардов тенге налогов. Это каждый день по полмиллиона долларов США!
В общей сложности на сборку, например, Kia Cerato уходит 322 минуты. В сравнении с родственным Sportage, это заметно меньше - на появление кроссовера тратится целых 568 минут. Быстрее всего, как нам стало известно, собирается Lada 4x4 – всего 300 минут и ВАЗовский «проходимец» отечественного разлива готов!

Девальвация как «царапина»

Тем не менее, в Усть-Каменогорске на сборочном предприятии «Азия Авто» работа кипит В 2014 году завод планирует выпустить 36 тыс автомобилей, а руководство группы, несмотря на внушительные потери, не унывает по поводу девальвации и считает ее лишь досадной «царапиной» на теле казахстанской экономики.
Со слов Анатолия Балушкина, компания на корректировке курса потеряла порядка 5 млн. долларов. Ежедневно группа продает около трехсот автомобилей, половина из них - в кредит. Несколько дней работы компании, это порядка 1 000 автомобилей, которые находились в процессе работы по оформлению займа. И компании ничего не оставалось делать, как принять деньги от банков по старому курсу.

Большие заводы в палатках не строятся

Крупнейший объект строительства в области за всю историю независимости – автокластер общей площадью 523 гектара (745 футбольных полей) несмотря на потрясение, не будет «заморожен». Сейчас даже при минусовой температуре работы по подготовке идут полным ходом. Более того, компания собирается осилить стройку на свои оборотные ресурсы и только на оборудование привлекаться к кредитам.
Этой зимой техника работает до -22 градусов. Уборка почвы идет полным ходом.
Как и планировалось, первая очередь будет сдана в 2017 году, на этих мощностях будут производить 60 тысяч автомобилей группы Renault-Nissan в год. Запуск второй очереди обеспечит сварку, окраску, сборку автомобилей и производство автокомпонентов в объеме до 120 тысяч автомобилей.
Завод станет историческим событием в ВКО – даст импульс инфраструктурному и жилищному строительству которого не видела область за весь постсоветский период. Уже на первом этапе будет построен полноценный микрорайон для сотрудников предприятия.
«- …2014 станет годом подготовки. Что такое подготовка? Мы увидели, какой городок нужно построить для строителей – в общем восемь помещений, в которых мы должны разместить 1 500 человек. Все должно быть приготовлено к работе в трехсменном режиме. Сейчас строятся капитальные сооружения. Вопрос стоит в карьерах, которые рядом в горах расположены, там «плечо» 3-4 км. Их надо разработать, нужно поставить бетонную линию, которая полностью выдаст это количество бетона. Все предварительные строительные работы упираются фактически в 50 млн. долларов. Плюс, коммуникации, на которые государство на возвратной основе пытается выделить деньги – это еще 30 млн. долларов» - говорит А. Балушкин. «И когда меня спрашивают «когда вы этот завод поставите, через год, через два?» мне иногда становится, конечно, обидно, как будто это курятник какой-то. Объемы очень серьезные. Поставим обязательно. Он сильно должен сопротивляться, чтобы мы его не смогли поставить» - заключил Балушкин.
Под технопарк выделена земля по линии СПК «Ертіс», доля которой в этом проекте составляет 25%. На этой территории будет не только автозавод с цехами сварки и окраски, но и налажено производство автокомпонентов. Общий объем инвестиций в создание смежных производств составит свыше $630 млн. На строительство базовых мощностей по сварке, окраске и сборке автомобилей в рамках проекта будет направлено более $500 млн.
Объем производства в первые семь лет после запуска составит порядка 500 тыс. автомобилей с суммарным оборотом до $6 млрд. Будущий завод будет работать не только на Казахстан. Более 70 тысяч автомобилей предполагается поставлять на российский рынок. В качестве основных направлений определены Сибирский и Дальневосточный федеральный округи России. Рынки сбыта четко оговорены соглашениями, на базе которых осуществляется проект. Эксклюзивный доступ продукции будущего производства на рынки азиатской части России это принципиальное преимущество, которое гарантирует успешность проекта. Первыми моделями в линейке будущего производства станут автомобили Lada Granta и Lada Kalina нового поколения. Не исключена и сборка автомобилей Renault и Datsun на платформе «Гранты». В целом планов громадье, что из этого выйдет, как всегда, покажет время.

За кадром:

Помните крутые хромированные таблички под капотами автомобилей из Усть-Каменогорска? Так вот уже их нет. Теперь делают наклейки. Но гравировщик, как говорит руководство, переквалифицировался и не потерял работу.
С дисциплиной здесь строго. Место на предприятии пустым не бывает.

Заметили опечатку?
Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

Комментарии
16
Добавить комментарий
(CTRL+ENTER)
отменить или (CTRL+ENTER)

Интересное в Дорожном патруле:

Новости партнеров:

Наверх
Авторизация
Уже зарегистрированы?
или авторизуйтесь через социальные сети: