Машина не выбрана
Машина не выбрана
Марка
Модель
Поколение
или отменить
1 июля 2015 г. в 15:15, 3 908 8

Экспресс-тест: Otokar Cobra

«Привет, не хочешь провести тест-драйв?» – спросил меня мой бывший коллега. Я уже искал предлог для вежливого отказа, как собеседник продолжил – «…минобороны предоставил новый БТР и военный «Хаммер», можно будет покататься и сравнить… ». Вот как тут устоишь?

Устоять и вправду было невозможно. Тем более, что мне предстояло прокатиться на обеих машинах ни где-нибудь, а на специальном учебном полигоне войсковой части, которая располагается в непосредственной близи к Астане.

Итак, основной объект исследования – бронетранспортер со звучным именем Cobra. «Новобранец» пополнил ряды мобильной войной техники Казахстанской армии относительно недавно и, по заверениям самих военнослужащих, успел себя зарекомендовать как надежный «боец». Уже на месте я узнал, что машина производится в Турции. Признаться, я был удивлен, так как мои скромные познание о производителях военной техники не выдавали мне ни одного турецкого наименования. Однако уже постфактум, Google восполнил пробелы. Так, если вкратце, то «Кобра» является совместным детищем турецкого производителя коммерческих транспортных средств компании Otokar и американской фирмы «AM General». Последняя, кто не в курсе, вот уже почти полвека выпускает армейские многоцелевые автомобили HMMWV, так же известные как Humvee, а в гражданской версии – Hummer.

В основе турецкого БТР, как вы уже догадались, лежит старый добрый «Хаммер». Американский проходимец стал донором не только шасси, но и силового агрегата – 190-сильного дизельного V8 от General Motors. Впрочем, невзирая на общую с Humvee агрегатную начинку, Cobra совершенной иная машина и визуально, и в плане оснащения, и даже по ощущениям. Да что там говорить, у этих машин и классы разные: «донор» – армейский разведовательный внедорожник, а Cobra – БТР. Последний имеет соответствующую форма кузова, представляющую собой нечто вроде цельнометаллической капсулы с V-образным противоминным днищем. Корпус бронетранспортера сварен из высокопрочных стальных листов, защищающих от пуль стрелкового оружия и осколков гранат.

У турецкого автопроизводителя, кстати говоря, какой-никакой, а опыт создания армейских бронемашин все же имелся – до появления «Кобры» в 1995 году, компания Otokar построила бронемашину на базе британского внедорожника Land Rover Defender. Эти машины имеют различные модификации и, наряду с Cobra, пользуются стабильным спросом не только в локальных, но и в военных ведомствах других стран. Сведеньями о том, снабжена ли Казахстанская армия отокаровскими «Дэфами» я не располагаю, но что касается «Кобр», то помимо нас, из стран бывшего Союза их используют в Грузии и Азербайджане.

Внутреннее пространство бронетранспортера, в чем я убедился воочию, позволяет разместиться девятерым полностью экипированным бойцам, включая водителя. Существуют так же модификации, салон которых рассчитан на 11 человек. В этом плане «Хаммер», с его четырьмя «капитанскими сидушками», донельзя аскетичным внутренним убранством (даже для военного транспортера) и весьма условной защитой выглядит как минимум архаично. Что до меня, то в случае чего (не дай бог, конечно), я предпочел бы оказаться внутри «Кобры» – там и места больше, и защита лучше (в том числе от радиации!), да и едет она помягче что ли.

Да, едет американо-турецкий бронетранспортер и вправду мягко. Сидя внутри я даже не понял сколь сложный и запредельный для большинства обычных (читай, гражданских) «проходимцев» маршрут мы преодолели: машина без труда форсировала все искусственные неровности и возвышенности, которыми был усеян учебный полигон. Конечно, то же самое с заметно большей легкостью проделывал и HMMWV, но сидевших внутри болтало так, словно те находились в барабане стиральной машины. То ли дело Cobra, где во время поездки я приспокойненько делал селфи. Очевидно, что столь разительное отличие в комфорте обусловлено, прежде всего, разницей в массе обеих машин – БТР почти в два раза тяжелей своего «донора». В зависимости от модификации, коих не мало, «Кобры» могут быть оснащены дополнительной навесной броней и разнокалиберным орудием на башне, радиолокационной станцией и даже лопастями для перемещения по воде.

В каком-то смысле, Otokar Cobra казался небольшой субмариной, из бронированных «иллюминаторов» которого, почему-то, виднелась степь. При этом, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы управлять «Коброй» – как и «Хаммер», машина проста в использовании. Единственное, что может обескуражить неопытного водителя, это минимальная обзорность – скудное остекление позволяют видеть только то, что спереди и частично сбоку. Благо, машина оснащена весьма информативными (то есть, большими) наружными зеркалами заднего вида. В остальном, все как на гражданских авто – переключаешь рычаг АКПП на «D», легонько нажимаешь на широченную педаль газа, да прокладываешь «субмарине» курс тоненькой в обхвате «баранкой».

Кстати, гидроуселитель тут работает на славу – крутится руль невероятно легко, однако особой информативностью не отличается. Так же чувствовалась запоздалая реакция «Кобры» на нажатие педали газа, да и разгоняется БТР в общем-то неторопливо. Очевидно, что безальтернативный «дизель» V8, с его 190 «лошадьми» – не самый оптимальный вариант для этой машины. Тем не менее, паспортные 115 км/ч «максималки» (по шоссе) никто не отменял. Главное, как мне подсказывали сидевшие рядом военные, тормозить своевременно – все-таки 6,5-тонная махина, как-никак.

Как ни печально, но предоставленное военными время закончилось, как мне показалось, едва начавшись. К тому же, капризная столичная погода стала подгонять нас усиливавшимся дождем. Но прежде чем делать какие-либо умозаключения, я решил узнать, как оценивают турецкий БТР сами военнослужащие – в конце концов, они используют данную технику чаще, чем кто-либо другой. И вот их немногосложный вердикт – «Машина надежная, понятная в управлении и простая в обслуживании. Все поставленные задачи выполняет без проблем. Что еще надо?!». Ну что тут добавишь?

ТТХ БТР Cobra

• Длина 5,32 м, ширина 2,24 м, высота 2,1 м

• Масса 6,3 т

• Экипаж 2+8 чел

• Колесна формула 4х4

• База 3,3 м

• Колея 1,82 м

• Клиренс (дорожный просвет) 365 мм

• Силовая установка: 8-цилиндровый V-образный дизельный двигатель с турбонаддувом General Motors V-8, мощностью 190 л.с. (140 кВт) при 3400 об/мин

• Максимальная скорость 115 км/час по шоссе

• Запас хода 550 км по шоссе

• Емкость топливных баков 145 л

• Вооружение: 12,7-мм пулемет

• Боекомплект: 2000 патронов 12,7-мм

• Преодолеваемое препятствие: стенка высотой 0,3 м, брод глубиной 0,6 м, ров шириной 2,4 м, угол подъема 50°, крен 35°

P.S.: погуглив еще немного, я наткнулся на новость трехлетней давности, где говорится о том, что в октябре 2012 года между казахстанской и турецкой сторонами был подписан меморандум, предусматривающий начало производства «Кобр» на территории РК уже в 2018 году. По условиям соглашения, компания Otokar должна поделиться технологиями и обеспечить поставку комплектующих на производственную площадку. За строительство последней отвечает партнер турков – НК «Казахстан Инжиниринг». Правда, на официальном сайте нацкомпании я, почему-то, так и не нашел ни единого упоминания о вышеописанной договоренности. Быть может, проект засекретили?

Заметили опечатку?
Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

Комментарии
8
Добавить комментарий
(CTRL+ENTER)
отменить или (CTRL+ENTER)

Интересное в Дорожном патруле:

Новости партнеров:

Наверх
Авторизация
Уже зарегистрированы?
или авторизуйтесь через социальные сети: