Электробусы в Казахстане: регалии или опыт – чья возьмет?

Пассажирский парк Казахстана в ближайшее время может пополниться современными электробусами. Это позволит не только облагородить автопарки и предоставить жителям городов комфорт достойного уровня, но и снизить нагрузку на экосистему городов.
8 декабря 2017 г. в 18:23 3 853 11
Электробусы в Казахстане: регалии или опыт – чья возьмет?

Как известно, «добро» на электрификацию общественного транспорта глава государства дал еще в 2016 году. И это вполне логично – крупные мегаполисы сегодня просто задыхаются от транспортного смога. И если рядовые граждане пока не все могут позволить себе приобрести автомобиль, в том числе и из-за отсутствия нормальной инфраструктуры в этой области, то предпринимаемые шаги муниципальными властями вполне резонны. В общем, работа закипела. Начались поиски подходящего партнера с готовым продуктом, но позже вдруг появилась идея и вовсе производить свои электробус.  Свои электробусы решено было выпускать совместно с китайским партнером – компанией Higer, а сами автобусы получили имя Quazar (по сути же это лицензионная копия китайской модели KLQ6832GEV1). Завод по их сборке был построен подозрительно быстро. Тут же наладили какое-то производство. Впрочем, большой шумихи вокруг этого не поднимали. Особенно настораживает , что первые выпущенные образцы довольно быстро, без каких-либо длительных тестов, получили необходимые сертификаты. Самое же интересное началось позже – как только появились конкуренты, готовые предложить хороший товар, в СМИ запестрели статьи о том, насколько созданные внутри страны автобусы лучше всего, что может предложить рынок, а главное при этом – в разы дешевле.

Рассматривать те же ЛиАЗы «на батарейках» и Quazar, например, в соотношении цены весьма некорректно. Уже потому, что последние получают преференции от государства в виде скидки еще на этапе завоза комплектов для сборки. Но эти льготы не вечны. 

Да, компания Higer (год основания – 1998) на сегодняшний день является крупным китайским производителем городских и туристических автобусов. Сделав выбор в пользу китайской техники, мы все время забываем одну важную деталь – китайский транспорт хорош первые полгода. Максимум – год. Потом он резко теряет лоск, начинает скрипеть, пыхтеть, дребезжать и сыпаться. Мы проходили это не раз и вновь упрямо наступаем на те же грабли.

В свою очередь Ликинский автобусный завод, который сейчас входит в Группу ГАЗ, выпустил свой первый автобус в 1959 году! Вспомните ЛиАЗ-677, который ездил по улицам, наверное, каждого города СССР. Этот автобус выпускался с 1967 по 1996 годы! А встретить его на маршрутах можно было еще в первом десятилетии уже 21 века.

Теперь что касается непосредственно моделей, о которых идет речь. Как уже говорилось выше, Quazar – лицензионная копия китайской модели KLQ6832GEV1. Последняя производится с 2015 года. Производитель намерен собирать электробусы в двух вариантах исполнения – длинной 8,5 и 12 метров, которые рассчитаны на перевозку 53 и 110 небольших пассажиров соответственно. Также подразумеваются различные энергосистемы на борту, что позволит предлагать заказчикам запас хода в среднем около 100 км. Особо гордятся китайцы инновационной батареей которой нужно на подзарядку всего 10 минут.

Электробус ЛиАЗ построен на базе хорошо зарекомендовавшей себя при эксплуатации на дорогах российских городов модели низкопольного автобуса большого класса ЛиАЗ-5292, которая производится с 2004 года. Свой первый прототип электробуса россияне представили еще в 2012 году и с тех пор непрерывно совершенствовали модель, чтобы добиться необходимых отличных показателей. В результате, имеющаяся на данный момент модель рассчитана на перевозку 75 пассажиров и имеет 27 полноценных посадочных мест с возможностью крепления трех кресел для пассажиров с ограниченными физическими возможностями. Электробус также оснащен системами кондиционирования, видеонаблюдения и оборудованием ГЛОНАСС. Силовая установка автобуса соответствует международному экологическому стандарту Zero Emission, который характеризуется полным отсутствием вредных выбросов в атмосферу.

Далее – зарядка. Higer Quazar имеет только ультрабыструю зарядку. Для реализации в городе возможности ультрабыстрой зарядки электробусов требуются подстанции высокой мощности и большое количество зарядных станций. А это в свою очередь значительно повышает расходы на инфраструктуру. Группа ГАЗ предлагает для разных городов, разные варианты электробусов: как с ультрабыстрой зарядкой, так и с зарядкой быстрого типа в пистолетном исполнении. Второй вариант позволяет устанавливать зарядные станции только на разворотных кругах.

Следующий момент – маневренность. Радиус разворота Higer Quazar – 12 метров. И это при длине 8,5 метра! Радиус разворота 12-метрового электробуса ГАЗ – всего 10,7 метра. То есть электробус ГАЗ гораздо маневреннее, что очень важно при эксплуатации в плотном городском потоке и на узких улицах.

Качество. Электробус Quazar состоит из китайских комплектующих. Электробус ГАЗ из российских и европейских. Вряд ли кто-то будет спорить, что качество узлов и агрегатов электробуса ГАЗ на поверку лучше.

И наконец, практика. Испытания Quazar проходили в Астане – именно на этих автобусах возили гостей и жителей столицы во время ЭКСПО-2017 по экскурсионному маршруту. Сейчас автобус проходит тесты в Караганде. А в Таразе между тем уже создают целый отдельный парк именно электробусов.

Тестовая эксплуатация электробуса ЛиАЗ проходила в Москве и длилась 7 месяцев – с января по июнь 2017 года, причем 5 из них электробус перевозил пассажиров по маршруту через пол-Москвы в двухсменном режиме. За это время было перевезено 25 000 пассажиров, а пробег электробуса составил 13 500 км. В ходе столь длительной обкатки у специалистов была возможность оценить работу электробуса в различных погодных условиях: в зимний период при температурах до -35 градусов, в дождливую весну и летом. Во все сезоны электробус продемонстрировал стабильные показатели работы, обеспечивающие необходимый пробег автобусов и пассажиропоток на маршрутах: средний суточный пробег составил 220 км с двумя подзарядками, на одной подзарядке запас хода составил 100 км с учетом работы системы отопления в холодное время года и кондиционера в жаркое. Зарядка батарей производилась в ночное время в течение двух-трех часов и на быстрой зарядке днем от 20 минут до часа.

А сейчас такая же модель электробуса ЛиАЗ отправилась на опытную эксплуатацию в Тюмень – резкоконтинентальный климат города позволит оценить его работу при экстремально низких и высоких температурах. Что, кстати весьма актуально для нашего региона.

Заметили опечатку?
Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

Комментарии
11
Гости не могут комменатировать

Интересное в Дорожном патруле:

Новости партнеров:

Наверх
Авторизация
Уже зарегистрированы?
или авторизуйтесь через социальные сети: