Машина не выбрана
Машина не выбрана
Марка
Модель
Поколение
или отменить
14 июня 2013 г. в 00:15, 4 319 5

К центру бури

Преследование торнадо считается не только опасным хобби для любителей адреналина, но и является частью научного процесса изучения механизма функционирования этого грозного природного явления.
Ежегодно в США, на обширной территории Среднего Запада, включающей в себя дюжину штатов, регулярно случаются торнадо – атмосферные вихри, возникающие в грозовых облаках и распространяющиеся вниз, до самой поверхности земли.
Для того, чтобы относительно безопасно приблизиться к быстрой и смертоносной воронке, диаметр которой может составлять 1-3 километра, при скорости горизонтального перемещения до 100 км/ч, смельчаки используют подготовленные транспортные средства. Обыкновенно их выбор останавливается на тяжелых и высокопроходимых машинах с мощным двигателем (полноприводные «траки», такие, как Chevrolet Tahoe, GMC Yukon XL, Ford Super Duty), чтобы иметь возможность быстро уйти с пути движения смерча.
В таких случаях специалисты рекомендуют всегда держать полным топливный бак и иметь на машине аварийную подсветку – не только, чтобы предупредить встречный транспорт при экстремальном движении на дороге, но и для того, чтобы спасательная команда смогла обнаружить транспортное средство среди обломков после урагана. *** В июне этого года в окрестностях Эль Рино смерч настиг автомобиль известного американского исследователя торнадо Тима Самараса. В машине вместе с ним находились его сын и коллега Пол Самарас и еще один ученый Карл Янг.
Эвакуация обломков машины, в которой погиб Пол Самарас с соратниками.
«Все они скончались, занимаясь своим любимым делом, погибли в погоне за ураганом», - сказал брат погибшего, Джим Самарас.
Самарас делал телепрограмму «В погоне за ураганом», где зрители могли увидеть уникальные съемки смерчей.
А вот, что произошло с внедорожником телеканала Weather Channel, оказавшимся в 200 метрах от воронки торнадо в Оклахоме.
*** Естественно, полной безопасности вояжерам даже мощные внедорожники не гарантируют. И в 2000-х годах в США появились первые специальные транспортные средства, которые, с определенными оговорками, способны приближаться практически к эпицентру бури. И наиболее защищенным и адаптированным для этого опасного путешествия автомобилем на сегодняшний день считается «Перехватчик торнадо», он же T.I.V. (Tornado Intercept Vehicle). *** Раз уж зашла речь о торнадо, то имеет смысл ответить на один очень популярный вопрос – так почему же американцы не обзаведутся более прочными домами в районах, подверженных ударам стихии? Ответ прост - жилье там специально строят как можно проще и дешевле, чтобы сэкономить на страховке, которая для капитального особняка будет просто неподъемной. Считайте сами: в так называемой Аллее Торнадо средний страховой взнос составляет $1600 в год. За дорогой каменный дом страховка может составить $3000-4000 ежегодно, а то и больше. В штате Оклахома живут далеко не миллионеры…
А еще не следует забывать, что при визите мощного смерча не устоит и кирпичный дом. В 1984 году в СССР сильный торнадо обрушился на город Иваново – тогда вообще рухнули 2 панельных пятиэтажных и один кирпичный «сталинский» дом. В любом случае, даже из капитального бетонного здания ветер выдует всю его начинку, с крышей и жильцами в довесок. *** Вернемся, однако, к T.I.V. Построил его в 2011 году американец Шон Кейси, взяв за основу пикап Dodge Ram 3500. Корпус пикапа, напоминающий чем-то пушечный бронеавтомобиль 1930-х, одет в 5-сантиметровую броню, состоящую из слоев алюминия, кевлара и стали. Стекла сделаны пуленепробиваемыми.
Правда, похож?
Вес машины увеличился вдвое – до 6,5 тонн – поэтому для равномерного распределения массы добавили третью ось и задние колеса-двускатки. Чтобы предотвратить захват машины вихревыми потоками, она имеет по всему периметру кузова «юбку» из опускающихся до земли стальных пластин. Для особо экстренных случаев предусмотрены четыре выдвижных гарпуна, углубляющиеся в почву на метр.
Внутри установлено разнообразное оборудование для отслеживания окружающей обстановки, а сверху T.I.V. увенчан остекленной турелью, вращающейся на 360 градусов, изнутри которой можно осуществлять киносъемку.
Броневик обладает завидной прытью для своей массы и габаритов – 160 км/ч, которые обеспечивает 6.5-литровый 625-сильный турбодизель Cummins. *** «Перехватчику торнадо» довелось неоднократно выдержать удар стихии. В 2010 году, во время съемок очередного выпуска передачи «Разрушители мифов», он подвергся экзекуции реактивными выхлопами турбин «Боинга-747», призванными сымитировать напор торнадо. Вместе с T.I.V. испытание проходила машина аналогичного назначения - «Доминатор». «Перехватчик» выдержал сильнейший ветер в 250 миль/ч, в отличие от своего собрата, который не удержал свою зафиксированную позицию - см. видео ниже:
Совсем недавно американские ученые во главе с Брэндоном Иви проникли на T.I.V. в самый эпицентр смерча. Случилось это 27 мая 2013 года, на севере штата Канзас - приборы зафиксировали в центре урагана скорость ветра в 77 метров в секунду (почти 300 километров в час).
«Перехватчик торнадо» лишился части внешнего обвеса и одного из люков, через который чуть было не вытянуло наружу его пассажиров, но все же устоял. Однако, повторять подобный опыт метеорологи больше не хотят.
И неудивительно – ведь это был чреватый последствиями эксперимент. В бешено вращающейся воронке, помимо небольших предметов вполне могло оказаться и нечто размерами покрупнее: от коров и лошадей – до других автомобилей. В случае тарана, да еще при такой скорости ветра, T.I.V. и его экипаж уже бы не спасло ничего.

Заметили опечатку?
Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

Комментарии
5
Добавить комментарий
(CTRL+ENTER)
отменить или (CTRL+ENTER)

Интересное в Дорожном патруле:

Новости партнеров:

Наверх
Авторизация
Уже зарегистрированы?
или авторизуйтесь через социальные сети: