Машина не выбрана
Машина не выбрана
Марка
Модель
Поколение
или отменить

Листая старые альбомы

Фотоэкскурс в историю антикварной армейской автотехники эпохи Первой Мировой войны 1914-1918 гг.
15 октября 2013 г. в 08:51 4 798 1
Листая старые альбомы
За последние несколько лет в рамках программы Europeana западноевропейские архивы и музеи оцифровали и выложили в Сеть целый массив материалов и документов периода Великой войны. Причем как из собственных фондов, так из частных собраний. Проводимые мной регулярные «раскопки» в многочисленных онлайн-галереях и сподвигли продолжить опубликованный в 2010 году небольшой фотообзор. Век назад фотография отнюдь не была массовым занятием, поэтому сохранившиеся снимки имеют особенную ценность. В том числе и для любителей истории техники, поскольку именно военное противоборство стран Антанты и двух империй – Германской и Австро-Венгерской стало первой глобальной «войной моторов» во всех трех стихиях – суше, воздухе и на море. *** 01. Первая Мировая война окончательно положила конец живописно-ярким военным мундирам: армии всех стран-участниц облачились в серо-зелено-коричневую униформу защитных расцветок. А для военной техники придумали камуфляж – делающий машины менее заметным для противника. На фото штабной автомобиль из состава американского экспедиционного корпуса в Европе:
02-03. В отличие от Второй Мировой войны, сражения 1914-1918 гг., при всем их ожесточении и многомиллионных потерях среди сражающихся сторон, крупные города с гражданским населением и развитой инфраструктурой практически не затронули. Возможно, у военачальников еще сохранились остатки понятий о рыцарском кодексе. Зато на полях битв дороги сильно оставляли желать лучшего.
Автомобили увязали в грязи с одинаковым успехом – что в пашнях Волыни на Восточном фронте (верхний снимок), что на равнинах Салоникского фронта на Западе.
04-05. Генералитет к тому времени давно пересел с лошадей на более комфортабельные автомобили. Главнокомандующий французской армией маршал Жоффр (усастый джентльмен в темном кителе) и его верный «Рено» с характерным расположением радиатора позади двигателя:
И его коллега по ту сторону фронта – фельдмаршал и будущий канцлер Германии Гинденбург, в компании генерала фон Бюлова и отдающего честь шофера за рулем на заднем плане:
06. Весьма остроумный пример превращения платформы узкоколейки в удобное средство перевозки людей посредством установки на нее автомобильного кузова:
07. Еще один образчик экзотического транспорта – электрический почтовый трицикл. За рулем которого сидит некая фрау, если не ошибаюсь:
08. На прифронтовой полосе можно было обнаружить настоящих монстров. Гигантское орудие на фото - это захваченная австрийцами на севере Италии 305-мм гаубица. Известное в итальянской армии под именем «Железная лошадь» орудие предназначалось для разрушения крепостных укреплений у подножия Альп.
09. Как правило, орудия такого калибра, что на снимке выше устанавливались на железнодорожные платформы, по обычным же дорогам подобные гиганты перемещались усилиями нескольких тягачей, запряженных цугом. Снимок разбитого бензинового артиллерийского тягача германской армии приведен на заставке статьи. Но довольно часто использовались и «сухопутные паровозы»:
10. Недаром артиллерию всегда с уважением величали «Богом войны». В районе боев за Верден, изрытая воронками от падения тяжелых снарядов местность с воздуха сильно напоминала лунный пейзаж. Силу артогня на себе познали экипажи двух британских танков в районе Бурлон-Вудс в ноябре 1917 года. Так и не доползли никуда, бедняжки.
11-12. В годы Первой Мировой войны умные головы додумались, что орудия можно не только транспортировать тягачами – но и перевозить непосредственно в подготовленных для этого грузовиках:
Кстати, связка «грузовик+орудие» благополучно просуществовала до наших дней. На фото современный европейский представитель самоходной колесной артиллерии CAESAR (Camion Equipe d'un Systeme d'Artillerie):
13-14. Согласитесь, нечастое зрелище - увидеть боевые самолеты на дорогах общего пользования:
Небольшие размеры и вес «этажерок» позволяли перевозить их куда с большим успехом, нежели тяжелые реактивные машины спустя полвека.
15. Мечта фотографа: «Адская мельница» - подбитый двухместный германский разведчик FF49, «приземлившийся» аккурат в черепичную крышу французского дома.
16-17. Впрочем, мы несколько отвлеклись, так что давайте вернемся к автомобильной теме. Царская армия активно использовала бронеавтомобили (помните знаменитый «ленинский» «Остин-Путиловец»?). Часть из них была приобретена за границей, но еще больше изготавливалось собственными силами, на шасси импортных авто.
На фото выше - бронеавтомобиль Русской императорской армии «Ланчестер» британского производства, перевооружённый в России 37-мм пушкой Гочкисса вместо носового пулемёта. Захвачен немцами в Тарнополе летом 1917 года. На нижнем снимке – еще один трофейный «Ланчестер» и броневик «Форд».
18. По свидетельствам экспертов, почти всю войну кайзеровские бронечасти практически не воевали, а боролись с собственными техническими проблемами их сложных машин. На фото моторизованный взвод в полном составе с личным персоналом и штатной техникой, включавшей «панцервагены» «Эрхардт» E-V-4:
19. Недолог жизненный путь боевых машин на фронте в силу специфики их деятельности... Тем не менее, порой их судьба могла быть весьма извилистой. Этот бывший немецкий «Эрхардт» М1915 дошел вместе с кайзеровским войсками до порта Поти на кавказском побережье. При возвращении на родину вся матчасть немцами была выведена из строя. Большевики отремонтировали брошенную машину, однако вскоре она была отбита уже белыми частями.
20-21. Своего рода символом признания заслуг боевой техники в закончившуюся войну стало ее участие в парадах Победы, прокатившихся в странах Антанты летом 1919 года. Будь то ромбические танки в Лондоне…
… или пушечные бронеавтомобили «Пежо» в Париже:
И вместо послесловия. Небольшой символ преемственности эпох. Вглядитесь в эмблему на борту белогвардейского броневика, сфотографированного во Владивостоке в годы Гражданской войны. Те, кто служил в рядах Советской Армии, наверняка вспомнят её:
Эмблема автомобильных войск дошла в неизменном виде с царских времён до начала 1990-х. Этот спецзнак был введён еще Приказом Военного ведомства № 228 от 20 мая 1911 г.

Заметили опечатку?
Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

Комментарии
1
Добавить комментарий
(CTRL+ENTER)
отменить или (CTRL+ENTER)

Интересное в Дорожном патруле:

Новости партнеров:

Наверх
Авторизация
Уже зарегистрированы?
или авторизуйтесь через социальные сети: