Машина не выбрана
Машина не выбрана
Марка
Модель
Поколение
или отменить
12 ноября 2015 г. в 09:20, 2 527 7

MB O 10000: в поисках истины

Размышления по поводу старого немецкого автобуса и его масштабной модели.

Повод минорный, но покоя никак не давал. Суть его заключается в попытке ответить на вопрос – какая из двух моделей одного и того же автобуса сделана качественнее и находится ближе к оригиналу.

Начнем издалека.

Модельки машин в 43-м масштабе собираю давно. Лет тридцать с гаком. Довоенную классику, полноразмерных американцев, армейскую технику, плюс то, что просто понравилось. Куража прежнего, конечно, нет, но порой все же балую коллекционерское эго.

И вот как-то положил свой глаз на один автобус. Нет, не автобус – автобусище, 12-метровый трехосный Mercedes-Benz O 10000. С 1937 по 1941 гг. на заводе в Гаггенау их построили почти четыре сотни, преимущественно для главного клиента – германской почтовой службы Deutsche Reichspost, которая помимо прочего занималась и междугородними пассажирскими перевозками.

С началом войны огромные и неуклюжие машины избежали мобилизации в армию. Ведь у этих 18-тонных гигантов с диаметром поворота в 24 метра не было никаких шансов для эксплуатации на грунтовых дорогах, особенно зимой или в распутицу. А когда боевые действия переместились уже на территорию Рейха, то немцы могли их по возможности пользовать разве что в качестве санитарных машин по трассам с твердым покрытием. И то не факт.

Нечто не столь внушительное, хотя тоже трехосное, безуспешно пытается принять участие в джип-триале на кубок вермахта.

Утихли пушки, настал мир, и все сколь-либо годное к использованию добро, что находилось в советской зоне оккупации, было выметено как пылесосом и вывезено в страну победившего социализма. В том числе и те O 10000, что были на ходу. Сколько их попало к нам – доподлинно неизвестно.

Но давайте прикинем, хотя бы приблизительно. При общем тираже в 386 экземпляров, после 1945 года в западных землях расчлененной Германии осталось трудиться около полусотни подобных машин, если верить данным открытой печати. С учетом меньшей степени урбанизации, в восточных землях работало менее половины от общего числа выпущенных O 10000, и подавляющее большинство из них погибло в ходе боевых действий. Сражения в городах шли ожесточенные, спрятать и уберечь от артогня и бомбежек такие крупные машины было практически невозможно.

Поэтому, скорее всего, в Союз отправилось не более двух-трех десятков таких автобусов – а то и меньше. Не знаю, эксплуатировались ли они в Москве или Питере, но на окраинах их запомнили очень хорошо и надолго – единицы имелись в Минске, Ростове, Барнауле, Хабаровске, других крупных городах. Служба их, с учетом отсутствия запчастей, включая нестандартные шины размерностью 12.75-20, закончилась уже к середине 1950-х, если не раньше. В Западной Германии "десятитысячники" проработали, естественно, дольше, но постепенно исчезли и там.

Ростов
Барнаул
Хабаровск

До наших дней дожил единственный экземпляр Mercedes-Benz O 10000 – в варианте почтового фургона, который обнаружили лет двадцать назад где-то в Австрии. После проведенной реставрации, он ныне хранится в заводском музее Daimler.

***

А теперь поговорим о модельках.

Как вы понимаете, такая восхитительная во всех отношениях машина априори возбуждала многих коллекционеров и поклонников немецкого автопрома. Сперва автобус появился в 87-м масштабе для любителей мира ж/д, и лишь лет десять назад фирма Premium Classixxs изготовила его в становом 1:43. В различных вариантах окраски – в красном с белой полосой вдоль боковин кузова – Рейхспочты, в желтом с черной полосой – Бундеспочты, зеленом – почты земли Саар и еще нескольких цветовых комбинациях, некоторые из которых вызывают изрядные сомнения в их достоверности.

Тем временем, в конце 2014 года во французской журнальной серии Autobus et autocars du Monde от фирмы IXO появился этот же автобус, деталировкой победнее, но зато многократно дешевле.

Дилемма, однако. Как там у классика "вчера были по 5, но большие, а сегодня по 3, но маленькие". Традиционно начинаешь искать pro et contra для каждого из вариантов.

Сравнивая обе модели (с белой надписью на борту и маленькими фарами – Premium Classixxs), первое, на что обращаешь внимание – это на различия их носастой "морды", фронтальной части кузова. Иная форма и структура ячеек радиаторной решетки, наличие/отсутствие надписи DIESEL в нижней части звезды, иное расположение пластин жалюзи кожуха моторного отсека и пр.

Кстати говоря, помимо стандартных фабричных исполнений O 10000 от Гаггенау, эти автобусы по заказу также оснащались аэродинамически зализанными кузовами фирмы Kassbohrer (Setra):

Впридачу имелась как минимум еще одна разновидность, явно поздних серий, с характерным наклонным передком - в варианте мобильного почтового отделения:

Машина, работавшая на службе почты Саара – в той же зеленой окраске, что и модель на заставке.

После изучения немногочисленных фотографий и скудных данных, полного и окончательного ответа на вопрос, какой из двух автобусов ближе к истине, дать не удалось. Зато пришел к серии выводов:

– К оригинальной довоенной, i.e. "канонической" версии автобуса, с четко выраженным пятиугольным фронтоном радиатора, непременной надписью, указывавшей тип двигателя на всех коммерческих машинах концерна Daimler-Benz с дизелем, и характерными габаритными "усами" с набалдашниками – гораздо больше соответствует журнальная серия от IXO. Поэтому ее и следует считать более точной.

– Вариант от Premium Classixxs можно отнести к послевоенному периоду. И дело не только в палитре окрасок кузова: в разрушенной стране было трудно найти родные комплектующие, и поэтому на дорогах можно было увидеть самые различные варианты – без эмблемы-звезды вовсе, с иными фарами и другим расположением зеркал, выпуклым окошком-табло над лобовым стеклом, и т.д., и т.п.

Кельн, 1954 г.

– Сравнивая филейные части кузова обеих автобусов, нельзя не заметить, что заднее окошко у Premium Classixxs прорезано куда правдоподобнее. Зато побортный уровень багажного отделения у IXO выполнен точнее и располагается ближе к днищу, как и было у оригинала.

– По эстетическим параметрам (качество покраски, аккуратность изготовления, степень деталировки) Premium Classixxs выглядит гораздо изящнее. Как-то он с любовью сделан, что ли...

***

Резюмируя, посоветую коллекционерам, что в идеале надо иметь обе модели. У каждой есть свои достоинства, есть свои недостатки. Лично я остановился на зеленом от Классиксов, получив его через своего старого и доброго знакомого.

Заметили опечатку?
Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

Комментарии
7
Добавить комментарий
(CTRL+ENTER)
отменить или (CTRL+ENTER)

Интересное в Дорожном патруле:

Новости партнеров:

Наверх
Авторизация
Уже зарегистрированы?
или авторизуйтесь через социальные сети: