Машина не выбрана
Машина не выбрана
Марка
Модель
Поколение
или отменить
14 октября в 19:23, 4 042 6

MINI Big Adventure.Часть первая: Казахстан-Россия-Украина

Большой трип на MINI Cooper S длиною в 12700 км из Алматы вокруг Черного моря и обратно.

Идея «обернуть» Черное море на машине возникла давно — правда, сделать это так, чтобы запомнилось многим, пришла недавно. Все, кто был в курсе сборов и тщательной подготовки классического MINI, ждали старта в начале июля и именно на этой машине. Запланировано было преодолеть 12 тысяч километров по территории 7 стран и 20 городов, экипажем в один автомобиль в составе моей жены и маленькой дочки.

Однако в связи со сходом селя в Дарьяльском ущелье (на границе РФ и Грузии), поездку решено было отложить на неделю. Именно в этот момент пришло понимание, что в маленьком «старичке» нет 150% уверенности. Я принял решение заменить «классику» более современным и надежным MINI Cooper S.

Объем багажника MINI – крошечные 150 литров. Кроме того в версии Cooper S, нет запаски. Проблема решается просто — хороший багажник на крышу. Такой как THULE Touring S100. Прочный и достаточно легкий бокс под силу поднять одному человеку. Да и лишние килограммы на крыше нам ни к чему!

В целом, вся подготовка к дальнему трипу сводится к исправному автомобилю, небольшому запасу расходников. Про аптечку, знак аварийной остановки и обязательному в Европе светоотражающему жилету, можно даже и не говорить. В вояж по казахстанским просторам можно еще взять канистру с бензином. Ну и конечно, визы, а в нашем случае достаточно было шенгенской (также в Румынию или Болгарию можно въехать по местным визам) — это все, что вам может пригодиться в путешествии.

Чтобы чувствовать себя безопасным в дороге, я обратился к своим давним партнерам. При выборе страховой компании, не мешкая выбор пал на Сентрас Иншуранс с которыми я уже более 5 лет. Увы Казахстан не входит в Международную систему страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, потому ограничились страховкой жизни от несчастных случаев. 

Казахстан

Если бы мне еще лет десять назад рассказали о высококлассной дороге, которая соединит юг нашей страны с северо-западом, я бы тому рассмеялся в лицо. И вот я лечу в сторону Кызылорды со скоростью 110 км/ч на низкопрофильной резине по свежей бетонке большого проекта «Западный Китай-Западная Европа». И направление это не случайно, именно в этом году обещают полностью сдать самую короткую дорогу в Европу. Тем не менее ехать на запад уже можно.

Но, обо всем по порядку. Рано утром снарядив автомобиль, закинув все самое необходимое в серый бокс Thule, двинулись в путь. В первый день путешествия по бескрайним просторам нашей страны решено было проехать 1100 километров, подоспев к ужину в Кызылорде.

Увы но, карты Google пока не видят все изменения, которые подарил проект «Западный Китай-Западная Европа», потому не расстраивайтесь если навигатор поведет вас в «молоко», в обход населенных пунктов.

Кое-где, конечно, идут работы. Местами «старая» бетонка, проложенная пять-шесть лет назад, осыпается на швах. Но главное — это по две полосы в каждом направлении. Такая дорога превращает обгон фур и тихоходов из опасной игры в быструю и безопасную обыденность.

Новая дорога, которая простирается вдоль государственной границы с Кыргызстаном сократила путь от Алматы до Тараза на 50 километров, но самое главное — дала избежать движения через опасный Кордайский перевал. Увы, пока, только в одном направлении.

Первые 500 км пролетели не моргнув глазом. И тут же эпикфейл — новая дорога пытается старательно избежать крупных и не очень населенных пунктов, большинство объездных дорог увы, но без соответствующей инфраструктуры. Так, например дорога, которая обводит Тараз напрочь лишена АЗС. Если ты едешь до «победного» на одном баке из Алматы, можешь как раз встать в чистом поле. Как показало полное отсутствие трафика - объездная дорога протяженностью почти 50 км не пользуется большим спросом. Люди продолжают ехать транзитом через город.

В целом Жамбылская область крайне интересна, вроде бы в области участок дороги «ЗК-ЗЕ» уже практически полностью выполнен, но на дорогах первой категории с отбойниками и четырехполосным движением какие-то люди развесили знаки «40», они же видимо с энтузиазмом бдят за скоростным режимом. 

Сразу за границей Жамбылской области, «любимый» многим пост Шакпак-баба - но его время подходит к концу — иранские подрядчики в ближайшем будущем сдадут 800-метровый тоннель и 40 км участок дороги, который обойдет поселок. Кроме того магистраль оставит не у дел целую череду аулов - им. Турара Рыскулова, Азатлык, Амангельды и Жаскешу. Скорость движения увеличится, а время в дороге на этом участке сократится на целых 30 минут. Ну а пока, едем по-старинке. 

Южно-Казахстанская область особенно славится своими бахчевыми. Местные фермеры под палящим солнцем продают дыни всего за 200 тенге. Никаких весов и килограммов - цена за штуку!

Заканчивается стройка у Шымкента, с этого момента снова уже полюбившаяся дорога с отбойниками и четырехполосным движением. Здесь есть и сетевые АЗС, кофе и хот-доги. Перегон в 170 км от Шымкента до Туркестана легко преодолевается менее чем за два часа. Теперь Туркестан можно объехать по объездной, но в самом древнем городе Казахстана есть на что посмотреть.

Туристический центр Южного Казахстана встречает средненьким асфальтом и высокими по меркам ЮКО ценами. Если вы еще не бывали в мавзолее Ходжи Ахмеда Ясави - обязательно сходите. Мавзолей возведен в эпоху Тимуридов на месте погребения великого поэта Ходжи Ахмеда Ясави, человека имевшего большой авторитет среди мусульман Средней Азии.

«Это святое место сооружено по велению властелина, любимого Аллахом, Эмира Тимура гурагана… — да продлит Аллах его повеления на века!»

Осмотрев достопримечательности, можно подкрепиться. Порции здесь по-южному — гигантские. Но будьте на чеку, в заведении «Болыс», которое сложно назвать рестораном, официант обсчитала нас не моргнув глазом. Следующие почти 300 километров едешь практически в одиночестве — трафика нет, поселений мало. Лишь изредка попадаются уникальные огороженные развороты с круговым движением, которые не дают расслабиться. По дороге через интернет бронирую гостиницу в Кызылорде — двухкомнатный номер с кондиционером в гостином доме «Арай». Чистый, свежий номер обходится нам в 10 000 тенге. 

Кызылорда встретила нас пятничным вечером, где после знойного дня начинает кипеть жизнь. Фонтаны в сквере у центральной мечети буквально оккупированы местной детворой. Здорово. Также в областном центре можно заправится 95-ым бензином и взять на всякий случай запас в канистру с собой. Впереди, за исключением колонки «Казмунайгаз» в Аральске, до Карабутака нормальных заправок нет. А это почти 850 километров пути.

На следующий день мы попрощались с Кызылордой и четырехполосным движением. Трафик дальше небольшой, потому устроители грандиозного проекта «ЗК-ЗЕ» решили ограничиться ровным асфальтом, по одной полосе для движения в каждом направлении. Впрочем, это никак не сказалось на скорости — 100-110 км/ч, как и прежде.

Редкие автомобили, полицейские, которые «радарят» на ходу, меняются «кораблями пустыни» прогуливающимися прямо на дороге. Второй день, как и первый предполагал перегон в тысячу километров, с заездом в Аральск и ночевкой в Актобе.

Фото на память, железнодорожная станция названная в честь далекого предка Кубека Шукуралиулы. Кругом песок и MINI. Кстати, такой автомобиль в этих краях мало кто видел, и не разобравшись сразу здороваются на «Халоу»!

Аральск когда-то центр рыболовства на Аральском море, который ждет само море. В регионе во всю идет реализация проекта века — «Регулирование русла реки Сырдарьи и сохранение северной части Аральского моря». За годы обмеления вода ушла от города на 150 километров, сегодня это расстояние сократилось до 20 километров.

Аральску, еще повезло — вот от узбекского Муйнака до моря день пути, а вода уже вряд ли когда-нибудь поднимется. Малый Арал спасен и постепенно поднимается, там есть рыба, и надежда, что лет через 10 вода вернется сюда. Но пока тут форменный постапокалипсис, остается снимать фильмы ужасов и удручающие мелодрамы.

Пока потомственные рыбаки потирают руки, местная детвора купается в неизвестных источниках на месте бывшего порта.
Если не заезжать в Арал и ехать дальше по объездной, то можно пропустить единственную в округе заправку с 95-ым бензином. И да, он там есть далеко не всегда. 
Светодиодные светофоры непривычной квадратной формы — главное, работают!

Далее дорога в направлении к Актобе нормальная. В одном месте встретились ямы, но везде есть капитальные предупреждающие знаки — видимо делать их будут не скоро. Это самый пустынный участок на всем протяжении нашего маршрута, сотни километров и ни единого населенного пункта, связи естественно, тоже нет. Лишь база МЧС и вертолет для экстренной медицинской помощи. 

Заправившись на АЗС Helios в Карабутаке идем на Хромтау, дорога ровная, но местами ремонтные работы - срезаны целые пласты асфальта. На подъезде к Актобе трасса снова расширяется до четырех полос. Переночевав за 9000 тенге в европейском Актюбинске принимаю решение идти на Уральск, а на обратном пути ехать через Оренбург, чтобы полностью насладиться транспортным коридором «Западный Китай-Западная Европа». В целом, дорога на четыре с плюсом, а раньше о такой можно было только мечтать! Осталось только дождаться окончания строительства в ЮКО и дороги Алматы-Хоргос.

Преодолев вторую тысячу километров несем первые потери — декоративная накладка на стойке прямым попаданием камня разлетелась на две части.

Дорога Актобе-Уральск не изобилует трафиком, и несмотря на две полосы пролетаешь без особой усталости. Правда, дорога к переходу государственной границы идет через сам город. Не забудьте, как следует заправиться и купить «Зеленую карту»!

Насчет «Зеленой карты» — есть вероятность нарваться на липовую бумагу. Но продавцы, обычно этого и не скрывают.

До границы из Уральска рукой подать — но особенно не рассчитывайте пройти ее быстро. Вереница автомобилей стоит на переходе «Маштаково» до горизонта. Тем не менее, есть вероятность пройти миграционный контроль за два часа. Если вы вдруг окажетесь там, небольшой FAQ в помощь:

Уже на российской стороне, где мы надеялись увидеть нормальную дорогу, первое, что бросилось в глаза - большие ямы от грузовиков, напрочь разбитая дорога, месиво из грязи... На российском КПП все проходит на улице, разве что обязательно нужно будет заполнить миграционные карты на каждого пассажира. В целом, все проходит проще и немного веселее.

Нейтральная полоса, как обычно — никому не нужная, грязная и разбитая. Пробираться с клиренсом в 125 мм большая лотерея!

Россия

Дорога от границы до Тольятти занимает почти четыре часа, покрытие сносное, местами ужасное, радует что идет плановый ремонт. На родине «Лады» и «Жигулей» я бывал не раз, но за все эти годы неизменными лишь остаются ужасные дороги. Тем не менее, было принято решение остановиться на ночевку, а следующий день посветить Техническому музею Сахарова.

На заднем плане — штаб-квартира АО «АвтоВАЗ». Технический музей Сахарова, как и все в этом городе заслуга этого автогиганта.

Технический музей Сахарова был задуман не только как музей экспонатов техники и технологий советской промышленности XX века, но и как развлекательный городской парк, с местом для семейного отдыха. Открылся он на месте бывшей свалки строительных отходов. На площади 38 га, разместились свыше 450 экспонатов авиационной, космической, автомобильной и ракетной техники. 

Подлинным украшением коллекции стала самая большая дизель-электрическая подводная лодка проекта 641Б «СОМ» «Б-307», длина которой 91 метр, а высота – 14 м.

Лодку с помощью двух буксиров притащили в Тольятти из Кронштадта осенью 2003 года. Потом она целый год оставалась в реке Волга. Чтобы лодка чувствовала себя комфортно, на месте ее стоянки дно реки углубили. Потом началась подготовка к вытаскиванию лодки из реки. Для этого уклон береговой зоны был уменьшен. 

Изготовили специальный стальной настил длиной 91 метр и тягачами, осенью 2004 года, лодку извлекли из воды. К зиме 2005 года от реки до музея построили специальную дорогу, длиной 4.5 км, наморозили на ней слой льда и по нему девять выписанных с Тоцкого полигона тягачей БАТ, волоком тащили подлодку до музея...

Кроме того, можно и побывать в «филиале» музея «АвтоВАЗа». Здесь экспозиция не самой первой величины, но посмотреть можно на редкие прототипы и спортивные автомобили. Среди которых «дакаровская» Lada Samara T3 с двигателем Porsche объемом 3.6, неудачный эксперимент по продлению жизни «Классики» - Classic-2. 

На самом деле целого дня много для Тольятти, потому уже после обеда голубой MINI держал путь в сторону Москвы. Бесконечное реверсивное движение из-за ремонта трассы Е30 не позволило за оставшийся световой день проехать больше 400 километров и мы остановились в Пензе. Бюджет на жилье по традиции +/- 2000 рублей (10 000 тенге). 

Аварий по дороге практически не было, за исключением вот этого дальнобойщика с мешками.

Основные сетевые заправки в этой части России продают АИ-95 по 36-38 рублей за литр (187-197 тенге). С АЗС проблем никаких нет, а вот с обедом небольшие проблемы. Порции не те, да и вкус так себе, это вам не ЮКО.

Чего не сделаешь, ради завлечения посетителей!

Полицейских на дорогах мало, однако систем автоматической фиксации нарушений хоть отбавляй. Так в Пензенской области предупреждают о камерах. Стоит сразу предупредить о скорости в России — здесь действуют еще старые ограничения (такие у нас были до февраля 2009 года) — 60 км/ч в населенных пунктах, 90 км/ч на загородных дорогах и 110 км/ч на автомагистралях.  

Проехав 750 километров через Тамбов и Воронеж добрались до Курска. Кстати, отдельным развлечением для попутчиков может стать коллекционирование названий российских городов и сел.
Черные номера образца 1959-82 года на «копейке» — таких у нас уже и не встретишь.
В следующий, пятый по счету день, решили пересечь границу Россия-Украина, и какого было наше удивление, когда нам повстречался Дэвид Клинтон, тот самый, который расколотил два своих «Лэнд Ровера» на подъездах к Алматы. Позже Клинтона отправили домой на купленном Казахским Географическим Обществом «Дэфендере», документы на который гражданин ЮАР в конечном итоге потерял. Но у Дэвида снова проблемы, на этот раз он не может выехать из России из-за отсутствия документов на прицеп. Я мог пожелать ему только удачи. 

А потом была граница, скучающие пограничники, полупустые пропускные пункты. Только фуры, в гости теперь никто друг к другу практически не ездит и я скажу наперед, что зря. Российскую сторону прошли быстро. А вот на украинском посту нам знатно попили крови. 

Видимо от скуки пограничникам просто захотелось заняться работой. Досмотрели даже аптечку, заставив вытащить ее из сумки из багажника на крыше, причем в отдельном помещении. Прикопались к запасной канистре топлива, пытаясь сослаться на то, что на территории Украины это будет контрабанда и или оставляйте, или сливайте в бак. В общем, отбили мы запас топлива и поехали дальше. На все про все, ушел примерно час.

Украина

Украина встречает пустыми дорогами. Направление на Москву, как в постапокалиптическом фильме, разве что не разбросаны автомобили с открытыми дверями. Поругались соседи не на шутку. 

В Украине, несмотря на недавнее торжество демократии, все по-прежнему. Бедненько, дороги сносные, но местами заплатка на заплатке. Старым ДАИшникам (а они потихоньку уходят в прошлое) нельзя стоять на трассах с радарами, их заменили камеры (которые пока не работают). Ну и останавливать без причины тоже нельзя, потому им приходится стоять и провожать машины печальным взглядом. 200 километров в полном одиночестве, только выехав на трассу Е95 понимаешь, что едешь в верном направлении. Отсутствие контроля скорости, тут же дает о себе знать. В поселках ехал 60 км/ч только я один, ну и может быть тот старый трактор МТЗ... 

В Киеве были уже в обед, решили пару дней отдохнуть и взглянуть на достопримечательности «матери городов русских». Отдохнуть отправили и автомобиль. На брусчатке киевских улиц была «оставлена» опора амортизационной стойки. Благо Киев - почти Европа, запчасти у местного дилера были в наличии.

Канувший в безвестие президент Украины Виктор Янукович, бросил на произвол судьбы и свою частную резиденцию Межигорье, что расположена в селе Новые Петровцы, Киевской области. В этот «музей коррупции», как окрестили 140-гектарный комплекс журналисты, теперь толпами стекается народ, чтобы поглазеть, как жил его правитель.

Конечно, особый интерес людей вызвал гараж Виктора Федоровича, точнее, его небольшая персональная автоколлекция, состоящая, преимущественно, из превосходно отреставрированных двух с лишним десятков советских классических и представительских машин эпохи расцвета социализма 1950-70-х. От ЗиЛов, «Чаек» и «Побед» - до «Запорожцев» и «Волыни».

Не обошел своим вниманием глава государства и армейские автомобили времен Великой Отечественной войны. Помимо «Виллиса» и ГАЗ-67Б, в ангаре находились тяжелый внедорожник Dodge «три-четверти» и трехосный грузовик Studebaker US6.

Помимо редких авто, в гараже Януковича были найдены Mercedes SLS AMG, «Гелены» и другие «попсовые» «лакшери» автомобили.

Продолжение следует...

Следующая часть -MINI Big Adventure.Часть вторая: Украина-Румыния-Болгария

За поддержку MINI BIG ADVENTURE благодарим страховую компанию Сентрас Иншуранс, официального импортера шведских багажных систем THULE - Прогресс Авто, за моторное масло RedLine большое спасибо компании BHPerformance. А за отличные снимки и видео отвечает телефон P9 от компании Huawei Mobile Kazakhstan. Все снимки сделаны этим чудо-смартфоном с двумя линзами. И да, большое спасибо Red Bull за крылья в дорогу!

Заметили опечатку?
Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

Комментарии
6
Добавить комментарий
(CTRL+ENTER)
отменить или (CTRL+ENTER)

Интересное в Дорожном патруле:

Новости партнеров:

Наверх
Авторизация
Уже зарегистрированы?
или авторизуйтесь через социальные сети: