18 ноября 2016 г. в 17:56, 3 423 4

MINI Big Adventure.Часть третья: Болгария-Турция-Грузия-Россия-Казахстан

Заключительная часть большого трипа на автомобиле MINI Cooper S из Алматы вокруг Черного моря и обратно.

Болгария

Болгарию и туристов из СНГ связывает давняя, еще советская дружба. Во времена железного занавеса болгарские пляжи были чуть ли не единственным местом, куда можно было «достать» путевку жителям СССР. Тогда туристы шутили: мол, курица – не птица, Болгария – не заграница. С тех пор мало что поменялось - теплое море, многочисленные санатории и профилактории тянут россиян и наших соотечественников магической силой.

Пляжи омываемые Черным морем, протянулись с юга на север страны на 378 километров. В курортных местах «яблоку негде упасть».

Пляжи Болгарии ежегодно посещают тысячи туристов из СНГ, да что там, многие покупают недвижимость и живут целый сезон. Это не удивительно, ведь побережье славится не только теплой водой, но своим мелким и чистым песком.

«Не влезай убьет» на болгарский манер. Опасно для жизни.

К тому же нет никаких языковых барьеров, по-русски если не ответят, но поймут половина болгар. Также подкупают местные цены, хотя за последний год они выросли для нас в два раза. Прибавьте к этому потрясающий мягкий климат - дышится здесь, гораздо веселей.

Дороги в прибрежной зоне, которые идут из одного курортного поселка в другой отличного качества. В Болгарии как и в Румынии действует знак 50 км/ч в населенных пунктах, но конечно, ограничения эти соблюдают далеко не все.

На побережье Черного моря любителям рыбалки настоящее раздолье. Рыба клюет весьма активно, не соскучишься.

Максимально допустимый процент алкоголя в крови – 0,49%. Сотрудников автоинспекции я не видел ни разу, но они говорят есть. Топливо как и у соседей, 1.05 евро за литр. Забегая вперед, в целом недорого, впереди Турция, а там «95-ый» стоит как минимум 1.40 евро.

Частенько туристы привозят с собой и привычки. Этот ML с номерами Московской области, видимо все еще где-то в Люберцах...  

Кстати, машин с российскими и украинскими номерами здесь хоть отбавляй. Автомобили, частенько импортные, что не скажешь о многих местных жителей, которые донашивают «Жигули» социалистических времен. 

Кстати, уже в этом году появятся автосалоны LADA в Болгарии, первой моделью станет Granta, цены стартуют от 13 440 левов (6850 евро).
Но вот машины с казахстанскими номерами видимо здесь большая редкость, пару раз нашу регистрацию путали с английской, тем не менее казахстанцы здесь есть, причем не только туристы. 

В солнечной Равде я познакомился с Нурланом, он уже долгое время живет в Софии, а его Infiniti QX70 гордо носит болгарский ГРНЗ в рамке «Almaty». Погостив несколько дней в Болгарии, готовимся к долгой дороге домой.

На середине пути нашего пробега MINI Big Adventure пришел черед менять масло. Полностью синтетическое Red Line 10w40 в самый раз. В очередной раз проверил давление в шинах - считаю, что в больших пробегах компрессор от прикуривателя просто обязателен.  
Звездец закончился, впереди автоматический пункт проверки виньетки.

Впереди 115 километров до границы с Турцией, а дальше Стамбул с его нескончаемыми пробками. Выехали по традиции рано утром, чтобы к обеду быть в столице Империи, в городе на Босфоре.

В целом дорога до КПП Малко-Тырново мало чем примечательна, разве, что ночные бабочки в дневное время.   Перед пропускным пунктом стоит АЗС Lukoil, все помнят, что бензин в Турции дорогой?

Заправляюсь под завязку и направляюсь к сонным пограничникам. Кстати, на форумах частенько пишут, что на границе обязательно проверят виньетки - ничего такого с нами не произошло. Впрочем, ездить без оплаты никому не рекомендуем – все может обернутся хорошим штрафом.

Голубой MINI был единственным автомобилем на переходе, потому в нейтральную зону мы въезжаем через 15 минут. Ну и сразу видим частично разукомплектованные автомобили - видимо какие-то проблемы были с документами и автомобили застряли меж двух миров.

На турецкой стороне - все просто. Но оформление временного ввоза автомобиля занимает у оператора какое-то время. Она долго не могла найти марку MINI в своем каталоге брендов. Пришлось въезжать как BMW...

Турция

Турция встретила рельефным серпантином и идеальным качеством полотна. Несмотря на скоростной профиль приграничной дороги, ограничения те же.. но конечно, их особо никто всерьез не воспринимает.

Проехав меньше сотни километров от границы, упираемся в платную магистраль. В интернете пишут, что автомобиль с зарубежными номерами не понимает система, и если ехать транзитом можно забить «болт» - мол, все равно у каждого есть семь дней заплатить за использованные дороги. Но лучше остановится и в белом здании купить стикер HGS.
Контролируется оплата проезда с помощью рамок и специальных камер, но наши номера система не распознает. 

В Турции есть две системы оплаты дорог - OGS и HGS. Первая нужна для местных - транспондер и договор, вторая обычный стикер-кошелек. Минимальная стоимость стикера составляет 35 турецких лир (3 570 тенге), из которых 5 лир приходится на стоимость самого стикера и регистрацию в системе, а 30 — кредит на оплату проезда по автомагистралям.

Первое, что бросилось в глаза на автостраде — огромное количество флагов, порой просто гигантских размеров: на балконах, на машинах, на зданиях и между ними... Конечно, от турков этого всегда можно было ожидать, но патриотизм взыграл своими яркими красками особо после неудавшегося военного переворота.

Ближе к Стамбулу увеличивается трафик. С каждым километром автомобилей становится все больше и больше, в конечном итоге поток со скоростью черепахи въезжает в большую агломерацию Стамбула.

С недавних пор пролив Босфор можно проехать по третьему мосту, названному в честь султана Селима Явуза. Если не хотите простоять в стамбульских пробках, вам прямая дорога! (мост на иллюстрации показан стрелочкой). 

Один день для этого города - это издевательство над собой. Пробираясь сквозь пробки в туристический район Султанахмет можно потерять несколько часов! Это настоящий ад для водителя. Центр города не пригоден для автомобиля.

Чего не сделаешь ради стаканчика турецкого чая!

Если же у вас есть время, стоит остановиться. Султанахмет является историческим центром города, древнейшим акрополем и первым холмом Второго Рима. В 1985 году историческая часть района занесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Район назвали в честь мечети Султанахмет, ее же называют Голубой мечетью — это одна из самых важных мечетей в стране. Считается выдающимся образцом исламской и мировой архитектуры. Русскоязычных туристов много потому брошюр «Что такое ислам» может не хватить.

Также вы можете заскочить на улицу Истикляль, это одна из самых популярных пешеходных улиц в Стамбуле. Местный Арбат начинается с площади Таксим, известной своими волнениями и духом свободы. На Истикляль собраны все самые лучшие мировые бутики, кинотеатры, лавочки, концертные залы, галереи искусств. Там всегда полно народу, независимо от сезона и времени суток.

Турки очень любят кошек, стоит ли вспоминать монумент легендарного кота Томбили, который украли через неделю? Вот и этот рыбак делится добычей с кошкой.

Но мы уже были в Стамбуле, потому не могли долго задерживаться, ведь наш конечный пункт был в 730 километрах в городе Самсун. Ехать по магистрали, которая идет в столицу Анкару, можно быстро, так например делают немецкие турки возвращающиеся на родину на побывку. Систем фиксаций скорости нет, автомобили с госзнаками Фатерлянда идут по привычке, 160-200 км/ч. Пробки Стамбула подстегнули и меня расшевелить цилиндры компрессорного мотора MINI. 

Но увы со скоростью растет и расход топлива, причем из-за бокса на крыше в геометрической прогрессии. 15 и даже 17 литров на сотню — только и знай что заправляться дорогущим бензином. Благо, с этим проблем нет — через каждые 20-30 километров есть так называемые Парки, съезды для отдыха с заправочными комплексами, «Макдональдсами», отелями и даже бутиками известных брендов.

На одном из таких встречаем ребят из Mongol Rally — довольно частых гостей наших степей. Авантюрное ралли из Лондона в Улан-Батор, каждый год собирает сотню бесшабашных участников. Нашу машину в наклейках, участники воспринимают как соперников-коллег, здороваются и машут. Чертовски приятно.

Спустя еще пару сотен километров, на асфальте где можно играть в бильярд, болт размером с ученическую линейку со звоном пронзает заднее левое колесо. Под какофонию и биение об алюминиевый диск снижаю скорость, благо на горизонте оказалось место где можно остановится.

Вытаскиваю инородное тело из шины плоскогубцами. Жгут, компрессор, пять минут и колесо готово. Жгуты для экспресс-ремонта бескамерных шин хорошая штука — только не экономьте, не разрезайте жгут пополам, как это часто делают шиномонтажники от «бога». Длина специально подобрана так чтобы при установке не провалиться в шину целиком. И не забудьте про клей, который идет в комплекте, лишним он никогда не будет!

Поздно ночью мы добрались в Самсун. Его узкие улочки чем-то очень напомнили ночной Дели. Несмотря на поздний час мы попали на какой-то очередной праздник, что повлекло за собой перекрытие множества дорог, по которым нас пытался отправить Google maps. Кружили, кружили... выручило то, что я более менее сносно говорю на турецком, который учил в Казахско-турецком лицее на протяжении нескольких лет. В итоге, остановились возле ближайшего полицейского, объяснили, что уже ночь, мы долго кружим и никак не можем попасть в наш отель.

Турецкие «Тразиты» на любой вкус и кошелек. Стоит особо отметить черные одеяла-мухобойки на капот. Такие здесь у всех...

Удивительно и приятно, что для нас открыли несколько улиц. Приехав на место, обнаружили, что все места у мини-гостиницы заняты машинами участников Mongol Rally, а наша гостиница - это хостел. Но выбора не было, мы очень устали, устал ребенок и очень хотелось спать. 

Номер был крошечный, две кровати, столик, кондиционер, чистые полотенца и душ & туалет в «одном флаконе» в конце коридора. Но все было чисто, за что отдельное спасибо. Мы очень рано встали, позавтракали чаем со множеством «комплектующих» завтрака из масла, халвы, сыра, шоколада в одноразовой таре на каждого, как в самолете. И хлеб, много хлеба. 

 А еще, конечно, котлеты - кофте и орехи. Через каждый километр вывески о том, что только у них «настоящий кофте» вынудили остановится в пути, чтобы их все-таки отведать. В реальности домашние котлеты, конечно, вкуснее.

В целом в Турции потрясающая навигация на дорогах (масса информационных табло по пути), отличное покрытие дорог, впечатляющие туннели, до которых нам расти и расти и черт его знает, когда нам светит такое счастье.

Навигатор обещает тридцать минут пути до Батуми. Но с каждым километром это ощущение тает на глазах. Вереница грузовых и легковых автомобилей на границе вырастает на горизонте. Мы тогда еще не знали, что вместо 30 минут, прохождение границы займет 7 (семь) часов!
Удивительный бизнес построили местные водители маршруток, зная низкую пропускную способность КПП Сарп, искусственно создают очередь пропуская за 50 долларов автомобиль впереди себя. Да так, что это замечаешь спустя несколько часов вязкотекучей очереди. Все знания турецкого языка и мощь крепкого русского мата обрушились на предлагавшего «помощь» помогайки. Увы, полиция ничего сделать не может, только удивленно скорчить лицо. Так стоят люди часами наблюдая за закатом солнца в теплое, бескрайнее Черное море.

Грузия

На грузинской стороне вся процедура прохождения госграницы заняла не больше 20 минут. Кстати, страховок на автомобиль никаких не надо, но и нам было все равно - ведь мы под защитой Centras Insurance. Усталые, но довольные решаем переночевать в приграничном Сарпи. Наша бронь, естественно, в два ночи слетела, останавливаемся в небольшой гостевой зоне на десяток разноцветных домиков.

Сарпи находится в 20 километрах от Батуми, поселок знаменит своим галечным пляжем, который считается самым чистым пляжем в Грузии. Сарпи находится до реки Чорохи, которая несет свои грязные воды в Батуми. 

Гора, которая виднеется на фото, это уже Турция. Потому на пляже стоит табличка, предупреждающая о том, что за нее заходить и заплывать нельзя. Воды патрулирует катер пограничников. Пляж после песков Болгарии ломает ноги - массаж ступни за три минуты :). Также здесь есть скала, откуда туземцы и туристы прыгают в воду.

Бензин в Грузии, после Турции ощутимо дешевле - 1,77 лари за литр 95-го (267 тенге)

Тут же встречаем машину наших соотечественников из Костаная. Увы, поговорить с путешественниками не удалось. Вдоволь накупавшись, держим путь в Боржоми - это чуть меньше 300 километров из которых 200 по автомагистрали. Выезжаем в сторону Батуми. Бывший портовый город стал важнейшим культурным, экономическим и туристическим центром Грузии. 

Батуми - город контрастов. Здесь ветхое советское жилье соседствует с небоскребами. 

С каждым годом поток туристов в Батуми увеличивается. Кого-то притягивает теплое море, других — архитектура, кухня или казино. Отдыхают в Батуми как сами грузины, так и туристы из ближнего зарубежья. Очень много туристов из Турции, Ирака и Ирана. 

Поскольку у арабов и персов свои цифры, для выезда за рубеж они получают временные номера с цифрами которые мы, по какому-то недоразумению, называем «арабскими».

Дороги в Грузии на твердую четверку. Совсем скоро доделают автобан, который свяжет Тбилиси с побережьем черного моря. 

По рассказам некоторых, водители в Грузии не самые примерные и бесшабашные — на самом деле не так уж они сильно отличаются от наших. Полицейских засад, как и в Украине нет. Радарят только автоматические системы, которых то и особо видно не было. Патрульные же ездят всегда с проблесковыми маячками. 

Фото: novayagazeta.ru

Чем ближе к Боржоми, тем больше упаковок с одноименной водой у придорожных торговцев. В целом на трассы выходят целые села — они словно поделили себе сферы. Какое-то село продает только хлеб, другие яблоки. Забавно ехать и не видеть разнообразия в товарах на протяжении всего поселения.

Боржоми - своими санаториями и миниральной водой знаменит на весь бывший советский союз. В знаменитом райцентре, который находится в Боржомском ущелье хочется встретить свою старость. Приятный, курортный, зеленый город. Переночевав в гостином доме у гостеприимного грузина с именем Грими, отправляемся на восток в Тбилиси.

Дорога до столицы Грузии, ничем особо не примечательна. Царство грузин-лихачей видимо в другом месте. Страшилки годны лишь для новичков и пенсионеров.

Официального автомобильного рынка в стране практически нет. Таможня благосклонна ко всякому автомобилю. На дорогах встречаются и откровенные рыдваны - как например, этот старый чадящий Transporter с номерами BMW 720. 

Что вы можете сделать за полтора дня в Тбилиси? Непременно бросьте машину и отправляйтесь пешком бродить по закоулкам старого Тбилиси, заглядывайте во дворы, удивляйтесь старым и с виду хлипким постройкам, чьи стены нередко сцеплены металлическими заплатками, наблюдайте за игрой пожилых грузин, играющих в шашки. Вечерний Тбилиси особенно ярок в воспоминаниях. Это очень колоритный и разнообразный город, где вполне гармонично соседство старинных построек и новых стеклянных зданий.

Новенькие Ford Police Interceptor патрулируют преимущественно столицу и автомагистраль E60. Американцы передали грузинской полиции 160 грозных «перехватчиков». 

Из мест, которые мы посетили - кафедральный собор Святой Троицы или как его еще называют Кафедральный собор Самеба. Он построен в 2004 году и является на сегодняшний день символом новой Грузии. Это собор, чья история и размер захватывают дух, он величественно высится на холме Святого Ильи, на левом берегу реки Куры. Здесь расположен целый комплекс: собственно собор, несколько храмов поменьше, надвратный комплекс, парк и ресторан «воды Лагидзе». Самеба является высочайшим храмом в Грузии, его высота 101 метр.

Но 101 метр - это от пола храма до его купола. Фактически же он уходит еще на 40 метров под землю. Из соображений сейсмоопасности решено было не строить собор на грунте, а прокопаться вглубь до скалы. Рыть пришлось эти самые 40 метров. Но зато теперь храм фактически стоит на скальном грунте, а треть его высоты скрыта под землей.Сейчас ниже пола храма существует большой этаж, который никак не используется, а уже под ним - этаж Нижнего Храма.

Интерьер собора во многом напоминает музей: возле икон предусмотрены небольшие бумажки с названием данной иконы и кратким описанием. В целом складывается ощущение атмосферы именно музейной. Около алтаря стоит современная рукописная Библия громадного размера, рядом - камень с надписью, который считается первым известным примером употребления шрифта Мргловани (современного грузинского). Прямо перед алтарем - деревянный крест, который примерно с VI или VII века стоял в храме Джвари над Мцхетой.

Побывали и на знаменитых развалах автозапчастей. «Доноры» из Японии и США частенько сюда заезжают своим ходом. Дорога в один конец. Естественно, накладку на стойку лобового стекла для MINI, потерянную точным попаданием камня в первой части повествования я не нашел. 

Радует, что Грузия в три раза меньше Алматинской области, потому и до границы с Россией рукой подать. Кстати, легально перейти за кордон возможно только в одном месте — переход «Верхний Ларс - Казбеги». 

Военно-грузинская дорога это 208 километров через Главный Кавказский хребет, соединяющей Тбилиси с российским Владикавказом. Пейзажи тут просто невероятные. Чего только стоит арка «Дружбы Народов», с нее открывается чудесный вид с Крестового перевала.

Площадка «огорожена» гигантским мозаичным панно, на котором изображены значимые события из истории Грузии.

Возвел арку Церетели в Казбегском районе, на Крестовом перевале рядом с горнолыжным комплексом Гудаури на высоте 2384 метров в 1983 году. Ее строительство было приурочено к двухсотой годовщине Георгиевского трактата.

По дороге видим последствия селя в Дарьялском ущелье, асфальта нет только укатанная щебенка. Природа практически на две недели закрыла единственный переход границы. Да так что была осуществлена эвакуация пограничников с обоих сторон и малочисленных местных жителей.

Грузинскую сторону проходим быстро. Здесь нет очередей, а все процедуры куда проще - показывать, что я пытаюсь вывезти из этой маленькой, но гордой страны даже не пришлось. Перед российским КПП на нейтральной территории образовался небольшой затор. Зато на самом посту – все быстро и четко.

Россия

К полудню мы уже были во Владикавказе. Отведав осетинских пирогов двинулись в сторону Волгограда. На самом деле самый скучный и ничем не запоминающийся отрезок. Разве, что на Кавказе хорошие дороги и заниженные «Приоры». 

А в Кабардино-Балкарской республике пропускные пункты с обязательной регистрацией всех пассажиров. Кстати, засад местных работников жезла и радаров тут в избытке. 

Дорога через калмыцкие степи, местами разбитый асфальт, радует что повсеместно идет ремонт дороги. Здесь я получил камнем в лобовое стекло - самое интересное автомобилей поблизости не было!  Трещина длинною сантиметров в 5-6 оставила о Калмыкии воспоминания. Кстати, в этом чудном крае беда с сетевыми АЗС - сплошной Нонейм советского типа.

Волгоград встретил нас разбитыми дорогами. MINI подстукивая шаровыми опорами, плавно приблизился к месту жестоких сражений в Сталинградской битве. Особо важные и длительные бои велись на Мамаевом Кургане – в городе Волгоград на возвышенности на правом берегу реки Волга. Длительность битвы за эту возвышенность длилась 135 дней!

В мае 1959 года под руководством скульптора Е.В. Вучетина на возвышенности правого берега реки Волги, в Центральном районе Волгограда, на Мамаевом кургане стали возводить памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» с главным монументом «Родина-мать зовет!». К 15 октября 1967 года состоялось его торжественное открытие.

На Мамаевом кургане существует несколько братских и индивидуальных могил, в которых покоится прах более 35 000 защитников Сталинграда.

Свое название «Мамаев курган» получил еще во времена Золотой Орды - на его вершине были когда-то сторожевые дозоры. Застава была учреждена темником Мамаем, который по одной из легенд захоронен на кургане - в гробнице и золотых доспехах. Правда, многочисленные раскопки, проведенные здесь в прошлом, так и не привели к этой самой гробнице.

Переночевав в Саратове, решили день закончить в Оренбурге - в городе, где на первых порах была столица Киргизской (Казахской) АССР. Но не доезжая 30 км до Тольятти, мы в прямом смысле встали — порвался ремень генератора, который предусмотрительно был заменен перед поездкой. Нет ремня — нет машины, трасса, воскресный вечер. На севшем телефоне вызвали эвакуатор, который приехал через 40 минут. Погрузили машину, а эвакуаторщик сидит улыбается — мол, ребята ничего вы Тольятти на свою «повозку» не найдете, тем более в воскресенье.

И он был частично прав, отдав 3000 рублей за эвакуатор, селимся в гостиницу. Стоит ли говорить, что найти ремень в Тольятти нереально? Нет, есть одно место где знают, что такое размеры 6PK1388, увы подходящий длины не нашлось пришлось брать 1400 мм. Пока ездили искали, таксист Саня мне в подробностях рассказал, какие нехорошие люди ремонтируют MINI, да и живут в этом славном городе. Слава всевышнему обошлось, Василий с СТО «СТО» поменял ремень. Отдал 1000 рублей за работу и на радостях поехал за своими в отель. Увы но покинуть просто так Тольятти на не удалось... проехав не больше 10 километров, машина переходит в аварийный режим, глохнет и как новогодняя елка озаряет салон лампочками на приборной панели. Нет зарядки, а аккумулятор умер.

Здесь приходит гениальная мысль — ремень был лишь следствием поломки демпфера крутильных колебаний (с конским ценником в 80-100 тысяч тенге). Последний расслоился и ничем себя не выдавал на низких оборотах. Когда приходит осознание, пытаюсь поймать попутку, чтобы прикурить автомобиль. Стоял минут 10, только беременная девушка на Kia Rio со словами «в нашем городе живут одни п;%№расы» открыла свой капот. Так мило. 

Самара. Она для нас была неожиданна. Если бы не поломка машины и отсутствие запчастей и профильных сервисных станций во всем Тольятти, мы вряд ли бы сюда заехали, проехали бы по объездной и уже в понедельник были на территории Казахстана. Но если бы все шло всегда так, как запланировано, жизнь была бы идеальна и скучна.

BMW Z8 производили немцы чуть больше трех лет (1999-2003), за это время всего было собрано 5,703 родстеров, один из них в Самаре.

Спасибо местному самарскому дилеру BMW - «Алдис», что несмотря на отказ от дилерства MINI и отсутствия спец.инструмента для этих автомобилей, они все же взялись за нашего «коня». Благо на поломку я указал сразу, оставалось лишь раздобыть съемник и заказать демпфер из Москвы. Тем не менее в Самаре мы застряли всего на четыре дня. Отремонтировав MINI держим путь в Оренбург.

Кто помнит, в первой части я планировал на обратном пути поехать через Оренбург, чтобы полностью насладиться транспортным коридором «Западный Китай-Западная Европа». Увы, дорога до границы с российской стороны оставляет желать лучшего. За Соль-Илецком дорогу назвать дорогой язык не поворачивается - местами отсутствует асфальт, ямы и это несмотря на знаки ограничивающие скорость на отметке 70 км/ч.

Границу переходим быстро. И мы практически дома. Первое, что прилетает тебе в лобовое, когда ты начинаешь ехать по прекрасной, ровной и новой дороге Жайсан-Актобе — это жирная саранча. Привет, давно не виделись! Ее настолько много, что лобовое вмиг становится похоже на расписную мозаику с желтыми разводами от этих «крылатых».

Дорога с нашей стороны на пять с плюсом. Ну а путь домой я не буду уделять много времени, все расписано в первой части. В целом, от коридора «Западный Китай-Западная Европа» остались хорошие воспоминания, жаль конечно дороги у нас ни как в Турции. Ехать можно!  

Весь пробег занял 30 дней. За это время было пройдено 12 700 километров, сожжено 1085 литров топлива.

Первая часть - MINI Big Adventure.Часть первая: Казахстан-Россия-Украина

Вторая часть - MINI Big Adventure.Часть вторая: Украина-Румыния-Болгария

За поддержку MINI BIG ADVENTURE благодарим страховую компанию Сентрас Иншуранс, официального импортера шведских багажных систем THULE - Прогресс Авто, за моторное масло RedLine большое спасибо компании BHPerformance. А за отличные снимки и видео отвечает телефон P9 от компании Huawei Mobile Kazakhstan. Все снимки сделаны этим чудо-смартфоном с двумя линзами. И да, большое спасибо Red Bull за крылья в дорогу!

Заметили опечатку?
Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

Комментарии
4
Добавить комментарий
(CTRL+ENTER)
отменить или (CTRL+ENTER)

Интересное в Дорожном патруле:

Новости партнеров:

Наверх
Авторизация
Уже зарегистрированы?
или авторизуйтесь через социальные сети: