Машина не выбрана
Машина не выбрана
Марка
Модель
Поколение
или отменить

Подарок для маршала

В средневековье владетельные особы дарили друг другу породистых скакунов. В XX веке благородных животных сменили роскошные автомобили.
16 мая 2013 г. в 09:17 3 715 5
Подарок для маршала
Не был исключением и фюрер - автомобили Гитлер уважал и любил, всем остальным маркам предпочитая «Мерседес» и сохранив верность трехлучевой звезде до конца жизни. Больше всего ему нравились флагманские модели Штутгарта – огромные «Гроссеры» - «Мерседесы» 770-й модели, которые и стали государственной машиной III Рейха №1, к ревнивому неудовольствию производителей таких же представительски-тяжеловесных вороных «Майбахов» и «Хорьхов».
В чем-чем, но в скупости фюрера нельзя было упрекнуть – и, когда представлялся повод, он дарил своих 7,7-литровых любимцев штучного производства главам союзных стран. В свое время их получили испанский генералиссимус Франко, румынский маршал Антонеску и финский маршал Маннергейм и прочие представители «фашистской псарни», как едко окрестила их советская пропаганда.
Карл Густав Эмиль фон Маннергейм стоит в перечисленном ряду особняком. Исследователь Тибета и генерал русской армии, он лично знал чуть ли не все царское семейство, а портрет Николая II с автографом стоял у него на столе всю жизнь. Судьба сводила его в тесном общении с вождями Белого движения – Деникиным и Корниловым; как хороший наездник он обсуждал скаковых лошадей с другим знатоком коневодства – будущим маршалом Буденным. Уинстон Черчилль считал за честь назвать Маннергейма своим другом, а такие антагонисты, как Рузвельт и Гитлер именовали его великой личностью XX века.
Еще в молодости Маннергейм стал одним из четырех кавалергардов, которым за заслуги была оказана особая честь принять участие в церемонии коронации Николая II – на фото он ближайший офицер с саблей и со звездой на груди.
Увы, к концу 1930-х, неуступчивость финнов в пограничном вопросе сделала Маннергейма и его страну врагом СССР. Отсюда и причисление его к уже упомянутой «псарне», и ярлыки «кровавого мясника» и «палача».
Образцы советских листовок, разбрасывавшихся над финскими позициями в годы Зимней войны: тут маршалу припомнили все – и верную службу царскому режиму, и подавление «красной» оппозиции у себя на родине в Гражданскую войну, не забыв анатомические особенности его долговязой фигуры.
В июне 1942 года Финляндия готовилась отметить 75-летний юбилей Маннергейма, занимавшего в ту пору пост главкома вооруженных сил страны. Вторая мировая война была в самом разгаре, страна воевала, и никаких гостей из-за рубежа не ожидалось. Авторитет маршала был столь велик, что вся финская элита почитала за счастье принять участие в торжествах. Сам же именинник собирался отправиться на своем поезде к фронту и провести инспекцию войск, а юбилейный обед организовать в пути, для чего к составу подцепили два вагона-ресторана. Однако накануне праздничного дня вечером из Берлина неожиданно поступила строго секретная депеша, которая гласила, что на юбилей для поздравления прибудет не только генерал-фельдмаршал Кейтель, визит которого был запланирован, но и сам фюрер. Приезд Гитлера, по свидетельству очевидцев, поверг финское руководство в стрессовое состояние. Это был первый визит главы Германии в их страну и, помимо аспектов обеспечения безопасности, возникал неизбежный вопрос: какова была его истинная цель?
Маннергейм и Гитлер во время встречи: грамотный фотограф умело снял их так, что существенная разница в росте между ними оказалась почти незаметной.
Встреча на высоком уровне состоялась в лесистом местечке Иммола, близ озера Сайма в юго-восточной Финляндии. Туда прибыл поезд маршала и самолет фюрера – четырехмоторный «Фокке-Вульф 200». После официального поздравления и обмена любезностями между двумя делегациями, настала пора презентов.
Годом раньше Маннергейму передали от фюрера бронированный Mercedes Benz 770 F-Cabriolet. В этот раз, четвёртого июня 1942 года, маршал получил от Гитлера в подарок три новых внедорожника Steyr 1500A, орден «Немецкого орла» с Большим золотым крестом, и портрет фюрера с автографом и пожеланиями впридачу.
Так называемый Кабриолет-Ф, или же Grosser Mercedes Offener Tourenwagen, был доставлен в Финляндию через Швецию и передан финским официальным лицам в Миккели 16 декабря 1941 года.
«Подарочный» 770-й во время встречи в Иммоле, но уже со сложенным тентом. Обратите внимание на «грибок» перед радиатором - это светомаскировочная фара Notek. Лампочка в ней расположена горизонтально, отражатель белого цвета из эмалированной стали находится вокруг лампы, и световой луч имеет плоскую форму. В походном положении плоская прямоугольная линза была открыта, при светомаскировке закрывалась металлической шторкой с прорезью.
770-й с индексом кузова W150 II являлся самым защищенным легковым автомобилем своего времени: пол кузова был сделан из 5.5-6 миллиметровой бронестали, остальные части из 3-мм стали особой закалки, стекла же имели четырехсантиметровую толщину, так что машина без повреждений могла противостоять огню из стрелкового оружия и даже устоять при взрыве небольшой мины.
Подарок к юбилею: три новехоньких Steyr 1500A. Полноприводный армейский вездеход был разработан под руководством любимца фюрера - Фердинанда Порше. V-образный мотор воздушного охлаждения не имел проблем с замерзанием воды зимой и ее закипанием летом, поэтому автомобиль особенно полюбился на Восточном фронте.
На одной из подобных машин, в частности, ездил фельдмаршал Паулюс (его «штейр» виднеется на заднем плане, а на переднем - полноприводная «эмочка» с оцепованными шинами), а после его пленения – командующий Центральным фронтом К. Василевский.
Все три «Штейра» были оборудованы как машины эскорта и имели вооружение внутри.
По прошествии лет, историки «разгадали» причину этого столь нежданного блиц-визита. Во-первых, Гитлер пытался загладить вину перед своим финским союзником, что не поддержал его во время Зимней войны в 1940 году, когда бойцы Суоми оказались один на один со всей мощью сталинской военной машины. Также, руководство III Рейха попыталось продемонстрировать свои дружеские чувства к Финляндии, помня о том важном моменте, что месторождения никеля в заполярных районах этой маленькой страны обеспечивали до 80 процентов потребностей военной промышленности Германии в этом стратегическом металле. Было еще одно никем не афишируемое обстоятельство... Хотя финские войска и находились по одну сторону фронта вместе с немцами, воевать против Красной Армии особого рвения не выказывали. После возвращения своей территории, потерянной в боях 1939-40 гг., финны идти дальше – на захват Ленинграда не хотели ни в какую. И все попытки Гитлера сподвигнуть Маннергейма к более активным действиям против СССР успеха так и не возымели. *** Юбиляру подарки приглянулись, ездил Маннергейм на «Мерседесе» часто, причем не только по делам официозным, но и во время поездок на фронт. Тем не менее, когда в августе 1944 года маршал стал президентом республики, то на церемонию инаугурации приехал уже не в 770-м, а в закрытом американском «Паккарде» (его тоже можно увидеть – на одном из верхних снимков, позади двух «мерседесов»). Ведь «Гроссер» связывался с именем Гитлера и пользовать его в свете грядущего изменения внешней политики страны было уже некомильфо. В послевоенной Финляндии эксплуатация огромной машины, пожиравшей 27-30 литров бензина «на сотню», оказалась экономически нерентабельной, а с учетом персоны ее дарителя делала публичное пребывание в ней еще и предосудительным. Так что лимузин-кабриолет простоял в гараже весь срок, и в конце 1946 года, после своего ухода с поста президента по состоянию здоровья, Маннергейм продал его в Швецию. В Швеции роскошный «Кабриолет-Ф» поменял нескольких владельцев, пока в процессе очередной смены хозяина не уплыл за океан, в Соединенные Штаты. Там его историческая ценность оказалась куда более востребована – в частности, 770-й снялся в фильме «Лис пустыни», где исполнил свою изначальную роль «фюрервагена».
В очередной раз громкое появление бывшей машины маршала произошло в 1973 году: на аукционе в Аризоне её продали как личное авто Гитлера за новую рекордную в мире цену в 153 000 доллара (сколько будет это в нынешнем количестве денег, несложно посчитать, если принять во внимание, что обычная новенькая легковушка в США тогда стоила в пределах $3-4 тыс.). Процесс перехода автомобиля из рук в руки, с последующим возрастанием его цены, продолжается и по сей день…
Что же касается самого маршала Маннергейма, то он удивительным образом оказался исключен из числа военных преступников. В 1944 году, когда на стол Сталина лег список финских военных и политических руководителей высшего ранга, подлежащих репрессиям за сотрудничество с нацистской Германией, то первым в нем стояло имя Маннергейма. Сталин вычеркнул его фамилию красным карандашом и написал: «Не трогать». И его не тронули.

Заметили опечатку?
Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

Комментарии
5
Добавить комментарий
(CTRL+ENTER)
отменить или (CTRL+ENTER)

Интересное в Дорожном патруле:

Новости партнеров:

Наверх
Авторизация
Уже зарегистрированы?
или авторизуйтесь через социальные сети: