Машина не выбрана
Машина не выбрана
Марка
Модель
Поколение
или отменить
12 мая в 16:40, 6 618 12

Река Чарын: Каньон Бестамак – альтернатива Долине замков

Река Чарын всем известна, в первую очередь, своей Долиной замков. Именно она является главным магнитом туристов. Однако на Чарыне есть и другие не менее привлекательные места, два из которых стоит посетить для отдыха от городской суеты.

Река Чарын имеет длину 427 км. Исток находится в горах Кетмень, что на юго-востоке Алматинской области. В верхнем течении река называется Шалкудысу, в среднем – Кегень. И только после Мойнакской ГЭС течет непосредственно Чарын.

До недавнего времени считалось, что за многие миллионы лет Чарын промыл каньон в гранитных скалах. Однако недавно была высказана гипотеза, что Чарынский каньон – это бывший геологический разлом, образовавшийся еще во времена существования активного вулканизма на этой территории. Впрочем, Долина замков – это результат работы ветра и воды, но речь пойдет не о ней. Сегодня мы отправимся в в другие места на обновленном Renault Duster.

Каньон Бестамак

К главному каньону реки Чарын примыкают несколько ущелий, одно из них – Бестамак, что можно перевести как «пять перешейков».

Это ущелье находится между Долиной замков и каньоном реки Темирлик. Пересыхающая река Бестамак имеет истоки на склонах хребта Кулуктау. 

Русло большую часть года сухое. Лишь во время весеннего таяния снега или после редких, но обильных осадков, по его дну несутся бурные потоки воды, которые за миллионы лет и проточили в осадочных породах глубокий и очень живописный каньон.

В каньоне Бестамак нет такого простора, как в Долине замков.По сути - в нем лишь одна поляна, которая может вместить единовременно около десятка автомобилей.

Бестамак – один из немногих боковых каньонов, по которому можно на автомобиле спуститься к реке. Он начинается у небольших гор Кату, имеет протяженность около 6 км, что, кстати, в два раза больше, чем ущелье Долины замков.

Как доехать?

Трек до каньона в формате kml можно скачать здесь.

Найти дорогу к каньону не так просто, как может показаться на первый взгляд. От асфальта нужно проехать по азимуту на северо-восток примерно 20 км. Казалось, не сложно и рядом. Однако в степи очень много различных дорог, в которых легко заблудиться. Поэтому, чтобы не крутить лишние километры, лучше закачать себе на навигатор или в смартфон с установленной навигационной программой трек до каньона.

Безымянный каньон

Небольшой каньон, редко посещаемый туристами, находится в нескольких километрах от Долины замков. Климатические условия там совершенно одинаковые с «долинными». Наиболее благоприятное время для посещения - весна и осень, когда нет изнуряющей жары. Поляна для отдыха неплохая, но места для пикника немного. Туда хорошо ехать небольшой компанией, не более 15-20 человек. Перед поляной есть небольшой карман для парковки на 2-3 машины.

Как и в Долине замков, на берегу реки растут ивы и ясени. Рядом с местом стоянки есть небольшая заводь, в которой, при условии отсутствия запрета, можно ловить чарынского голого османа.

А как же туда проехать, спросите вы? Дорога к реке по каньону не столь живописна, как в Долине замков. Местами узкая, местами усеянная острыми камнями, но вполне проходимая дорога займет без малого около получаса пути. Renault Duster справился с ней без особого труда, при этом даже не используя систему полного привода. Автомобиль легко проезжал по дороге, края которой окантованы сухим кустарником, а габаритная ширина кроссовера позволила не цепляться за них.

А доехать можно до самого берега, при этом не нарушая действующее законодательство. В Долину замков официально спуск запрещен. Помимо этого, у безымянного каньона есть еще одно неоспоримое преимущество – безлюдность.

Во время спуска в автомобиле был слышен только один звук - трение сухого кустарника о металлическую защиту картера, которая устанавливается по умолчанию. Приятная музыка сопровождала всю дорогу, а свежий воздух приятно обдувал пассажиров. Спускаться с включенным кондиционером смысла нет.
Механическая коробка передач на Duster работает как ей положено, позволяя спускаться при помощи торможения двигателем, что предотвращает перегрев тормозов.
Обратная дорога заняла несколько больше времени, чем спуск. Причиной этому сложность обзора во время подъема на некоторых участках. Duster имеет слегка покатый капот, но и его было недостаточно, поэтому местами приходилось проявлять аккуратность. Частично очень помогали зеркала, опустив которые можно было иметь представление, на чем находится автомобиль, даже если впереди ничего не видно.
По начала спуска топлива оставалось чуть больше половины бака, а ведь Duster преодолел 186 километров. Средний расход составил чуть более 9 литров, учитывая, что скорость движения была различной и перед выездом на трассу, пришлось изрядно «попыхтеть» в Алматы. Подъем «скушал» больше бензина, нежели спуск, но все равно 50 литров хватило на возврат в исходную точку. При этом на одометре красовались 430 километров с момента выезда с заправочной станции, а двигатель был двухлитровый.
Подвеску кроссовера нельзя назвать мягкой, она жесткая, но в меру. И если во время движения по неровной поверхности водитель держится за руль, пассажиры чувствуют себя вполне комфортно и не «летают» по салону. Ну а когда на дороге встречаются сложные участки, которые автомобиль с трудом начинает преодолевать на переднем приводе, можно смело подключать полный, включать первую передачу и медленно, но верно продвигаться к цели. Кстати, Duster не имеет пониженной передачи, но ее роль выполняет первая, передаточное число которой составляет 4,4 - этого достаточно, чтобы медленно тянуть кроссовер на крутые подъемы.

Как доехать

Трек до каньона в формате kml можно скачать здесь.

От города до Чарына около 200 км. Ехать по известному всем Кульджинскому тракту. Можно, конечно, прокатиться по дороге вдоль БАКа, но выиграв в одном, можно потерям в другом. Плюсы «баковской» дороги – отсутствие сел, различных рынков, из-за которых на дороге постоянное скопление машин и людей. Но есть один жирный минус – текущее состояние трассы отвратительное. «Кульджинка», если честно, тоже далеко по подарок для подвески едва ли не любого автомобиля, но все равно лучше. Поэтому вернемся на «кульджинку».

После села Лавар предстоит прокатиться по небольшому участку строящейся автомагистрали Алматы-Хоргос. Покрытие отличное, однако там действует ограничение скорости 50 км/ч, за соблюдением которого бдительно следят работники переносного радара.

После Чилика ехать можно спокойней. По пути можно остановиться в селе Байсеит, откушать недорогой и вкусный шашлык. Там же стоит дозаправиться топливом – в Байсеите последняя вменяемая АЗС на всем пути.

Дальше ехать придётся по пустынной местности. Лишь ущелье Кокпек и подъем на перевал Торайгыр внесут какое-то разнообразие в окружающий пейзаж.

Через километр от перевала Торайгыр, смотрите внимательно налево – слева будет примыкать едва укатанная грунтовка. Нужно повернуть на нее. Далее по укатанной дороге езжайте до конца – дорога приведет к месту назначения. До места отдыха можно проехать на любом автомобиле, клиренс которого выше 160 мм.

Маршрут

Старт от границы города на «кульджинке», в том месте, где эта междугородняя трасса пересекается с проспектом Рыскулова.

0 км – перекресток Рыскулова-Кульджинский тракт – начало маршрута

3.5 км – кольцо: вниз – дорога на аэропорт, вверх – на Талгар, пара АЗС, базар.

5.8 км – п. Красное поле (ныне Гулдала), небольшой а/рынок, пост обл. ГАИ.

9 км – конец п. Красное поле (Гулдала).

88.6 км – начало п. Ашысай.

90.2 км – тут из трубы льется чистая питьевая вода.

101 км – движение по строящейся магистрали.

109.4 км – развилка. Дорога прямо – на п. Чилик, до которого отсюда 1 км. Нам надо уходить вправо, за строящимся мостом транспортной развязки.

115.3 км – развилка, нам ехать по главной дороге.

118 км – мост через речку Чилик.

118.3 км – сразу за мостом уходим вправо по главной дороге.

122 км – начало п. Байсеит.

123.1 км – небольшой базар с шашлыком.

124 км – конец п. Байсеит.

124.6 км – мелкая АЗС, вулканизация.

145.7 км – начало ущелья Кокпек.

146.7 км – справа от дороги – несколько кафе.

158.2 км-158.9 км – п. Кокпек.

165.6 км – развилка (нам – прямо, налево – на Чунжу).

182.2 км – перед въездом в ущелье через горы Торайгыр с левой стороны есть съезд с дороги. Стоит указатель с надписью «Чарынский каньон». Едем дальше по асфальту!

185.6 км – высшая точка перевала Торайгыр. Спуск довольно крутой, повороты практически не просматриваются. Скорость лучше держать невысокую.

186.4 км – в этом месте необходимо свернуть с дороги влево, на примыкающую грунтовку, чтобы попасть в Безымянный каньон. До реки надо проехать еще 10 км.

Далее маршрут до каньона Бестамак.

194 км – мост через Чарын.

196 км – поворот на п. Узунбулак. Через 300 м после него можно свернуть налево на укатанную грунтовку. И далее по азимуту ехать к каньону. А можно продолжить поездку по асфальту.

205 км – развилка, на ней надо уходить налево.

207 км208 км – п. Аксай. Сразу за селом, сворачивайте налево, на грунтовку. И дальше лучше всего двигаться по треку, так как найти нужную колею в степи весьма непросто.

Заметили опечатку?
Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

Комментарии
12
Добавить комментарий
(CTRL+ENTER)
отменить или (CTRL+ENTER)

Интересное в Дорожном патруле:

Новости партнеров:

Наверх
Авторизация
Уже зарегистрированы?
или авторизуйтесь через социальные сети: