Машина не выбрана
Машина не выбрана
Марка
Модель
Поколение
или отменить
23 июля 2013 г. в 14:04, 3 192 5

Стимпанковский рай

Давно исчезнувшие с дорог тягачи на паровом ходу, по-прежнему вызывают интерес среди коллекционеров, историков техники и любителей мастерить своими руками.
Эпоха пара обладает странной притягательностью. При том, что подавляющее большинство ныне живущих не застали ее в принципе. Даже у молодежи имеется интерес: возьмите, к примеру, стимпанк – альтернативный облик современной цивилизации, если бы вся ее техника базировалась на основе технологии паровых машин.
Типичная стимпанковская модница-красотка
Субкультура стимпанка предусматривает господство в сфере транспорта того, что мы сейчас считаем глубоко устаревшим – пароходов, паровозов и локомобилей, подчеркнуто-старомодных аэропланов и даже дирижаблей, причем желательно исполненных в стилистике викторианской эпохи Англии.
Клип группы SNAP! с футуристическим паровозом…
…и неведомыми летательными аппаратами – привет Жюль Верну!
Кстати, о паромобилях. Помните ли вы, что самым первым автомобилем (т.е. транспортным средством на механическом ходу) был именно паромобиль, изобретенный французским инженером Никола Кюньо еще в 1769 году? Его трехколесная машина изначально предназначалась в качестве артиллерийского тягача, но так и осталась экзотическим изобретением.
Впрочем, ненадолго. Уже к середине XIX века машины на паровом ходу перешли на железнодорожный формат, где и обрели свое призвание и славу на столетие с лишком вперед. Ведь паровоз – не что иное, как рельсовый паровой тягач. Или же «трактор» (tractor), как именуют тягачи англичане. К вопросу о терминологии. Прицепные тягачи, зачастую с нестандартными колесами, в первую очередь сельскохозяйственной направленности, англосаксы и поныне именуют «тракторами» - отсюда это слово перекочевало и в русский язык. Седельные же тягачи «дальнего боя» имеют другое определение – «хаулеры» (hauler). Вернемся, однако, в век позапрошлый, к нашим тягачам-тракторам. По традиции, на мощные тяговитые машины, помимо состоятельных фермеров, положили глаз и военные. Уже в Крымской войне 1853-1856 гг. англичане впервые применили локомобили - тягачи «Баррел-Бойделл» - двухосные машины с колесами большого диаметра на широких обрезиненных стальных ободах.
Паровой кран 1880-х марки Fauler на слете «Boys & their Toys», Оксфорд.
К концу столетия конструкция паровых тягачей изрядно усовершенствовалась. Самыми известными стали машины английских заводов «Торникрофт» и «Фаулер», которые трудились не только в метрополии и колониях, но и поставлялись на экспорт. Паровые тягачи активно использовались до начала Первой мировой войны и даже успели поучаствовать в ней.
Впрочем, у паровых тягачей, при всей их простоте и надежности, в глазах военачальников имелся один крупный недостаток: продолжительное время запуска в движение. Только на разведение паров тратилось около полутора часов. Паровой котел потреблял очень много чистой воды, которой на фронте не всегда хватало. К тому же оставляла желать лучшего и проходимость этих тяжелых и неповоротливых машин. Поэтому, когда машины с ДВС на бензиновом, а позже и дизельном ходу, обрели требуемую мощность, паровики ушли в прошлое. Дольше всего они продержались на железных дорогах – целое послевоенное десятилетие 1950-х. Вывод локомобилей из эксплуатации не значил того, что они покинули людские сердца. В Западной Европе, прежде всего в Великобритании и Германии, до сих пор регулярно проводятся слеты собирателей старинной паровой техники – причем, как настоящих тракторов, грузовиков, кранов и прочей спецтехники на паровом ходу, так и их действующих моделей. Несмотря на свои относительно скромные размеры, тяговитость этих моделек по-взрослому эффективна, в чем можно убедиться по фотоподборке ниже.
Увлечение это не из разряда дешевых. Как вы думаете, сколько стоит действующая модель-копия паровоза AL87-013G Saxonian от фирмы Accucraft в масштабе 1:20, торгуемая сейчас на онлайн-аукционе Ebay?
3200 единиц американских денег, и это еще «бюджетный» вариант! Стоимость же моделей ручной работы стартует от $5 000. А что вы хотите, если один только миниатюрный манометр на 6 бар стоит в профильных магазинах около сотни долларов. Примечательно, что большинство авторов этих удивительных паромобилей – люди уже довольно возрастные. Вызывает уважение та социальная система, которая позволяет гражданам на пенсии заниматься любимым делом. Нашим старикам да старушкам, увы, такое вряд ли светит…

Заметили опечатку?
Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

Комментарии
5
Добавить комментарий
(CTRL+ENTER)
отменить или (CTRL+ENTER)

Интересное в Дорожном патруле:

Новости партнеров:

Наверх
Авторизация
Уже зарегистрированы?
или авторизуйтесь через социальные сети: