Столько шума вокруг Iveco

В последнее время очень много критики появилось в адрес столичных перевозчиков, мол не слишком ли дорогие автобусы на линиях? Мы попробовали разобраться в ситуации и отправились в Астану.
1 декабря в 11:50 6 008 7
Столько шума вокруг Iveco

Астана встретила нас традиционной для поздней осени минусовой температурой, десятиминутное ожидание и мы в салоне теплого 10-ого маршрута. «Десятка» как по заказу – бело-зеленый Citelis, привезенный еще три года назад. Небольшая деталь, но весьма важная, приехал автобус практически во время, а если точно, то с полутора минутной задержкой. Конечно, годы эксплуатации оставили следы в салоне автобуса – отполированные руками пассажиров ручки и поручни, слегка грязноват. Но на ходу в целом неплохо – людей в салоне было немного, печки греют, ничего не дребезжит, весьма комфортно. Попутчики умудряются даже прикорнуть.

Поговорили с людьми, что только не обсуждают горожане в автобусе, конечно, в целом это житейские вопросы. Ну и самое главное, жителям столицы автобусы конечно нравятся, тепло зимой, прохладно летом, сидеть мягко, поручни удобные, не пахнет гарью от дизеля и многое другое. Оно и понятно, с точки зрения потребителя техника действительно хороша! Так что по интерьеру и комфорту для пассажира мы ставим плюс.

Столица – лицо страны, потому к этому лицу и подход местных чиновников соответствующий. 20 гибридных автобусов Urbanway в первое время обслуживали EXPO 2017 на маршрутах Аэропорт - Выставка - Вокзал «Нурлы жол». По заверению производителя они используют до 30% меньше топлива, чем обычные дизельные автобусы. Фото: the.traveller/fotobus.msk.ru

Долой ГАЗели и ПАЗики, бэушные «Мерседесы», люди должны ездить в комфортных условиях! Дорогими автомобилями иностранного гостя мало кого удивишь, а вот хорошими автобусами – пожалуй. Так уж исторически сложилось, что в столице должно быть все самое лучшее и современное, в том числе автобусы и теплые остановки. Ведь по наследству Целиноград, а потом и Акмола, столице передали не самый теплый резко-континентальный климат. Астана – вторая самая холодная столица в мире (после монгольского Улан-Батора).

Смотрим дальше, место водителя загромождено кнопками «Зимнего пакета» и оборудованием Fleet Management. Здесь и контроль наличия пассажиров в зоне открытия дверей, и системы видеонаблюдения AESYS с хранением данных в течение 120 часов, валидации SWARCO, а также система подсчета пассажиров, включая контроллер управления в водительской кабине и по три датчика подсчета пассажиров на каждой двери. На мой взгляд, панель слегка перегружена и явно нужна специальная подготовка для водителя и это на наш взгляд, скорее минус.

Потому и в тендерах на покупку 12 метровых и 18 метровых сочлененных автобусов «гармошек» это особенно учитывалось – необходима современная, теплая и самое главное, надежная техника. Конечно, в той или ной мере практически все производители автобусов, в том числе и китайские, могут предложить теплую (двойные стеклопакеты, дополнительные обогреватели и т.д), но не всегда качественную технику. Столичные автопарки в свое время намучились с б/у европейцами, МАЗами, ЛиАЗами и прочими «китайцами». Дешево не всегда сердито! Сегодня в Астане каждый день автопарки перевозят больше 800 000 человек. В автопредприятиях города - 1140 автобусов, больше половины из которых, а точнее 738 единиц - современные низкопольные Iveco!

Еще каких-то лет десять назад об этом можно было только мечтать. Нормальные, человеческие как по отношению к людям, так и к водителю автобусы, которые ходят в европейских городах, на наших дорогах.

Зимний арктический пакет - это двойное остекление, теплоизоляция панелей, лобовое стекло с подогревом, семь отопителей, каждый мощностью 5 кВт. Дополнительный нагреватель на крыше мощностью 39 кВт + 15 кВт для кабины водителя. Кроме того электрический подогрев пола на всех входных дверях. И снова мы ставим плюс столичным Iveco.

Вдоволь накатавшись на общественном транспорте, мы поехали в «Автобусный парк №1», там сосредоточена большая часть этих автобусов - 511 разных моделей и годов выпуска. Поговорили с водителями и руководством. В целом у эксплуатанта вопросов по технике нет, водителям нравится. Желающих пересесть на Daewoo BS090 точно не нашлось, хотя некоторые водители высказывали пожелания по дополнительным опциям, таким как вентиляция сидения и солнцезащитному козырьку с левой стороны от водителя. Руководство лучше скрывает радость - мол европейские автобусы экономичны, надежны и долговечны. Отклики в целом на твердую пятерку, так что вновь плюс.

Первые автобусы Iveco Citelis в количестве 358 единиц появились на маршрутах столицы еще в 2014 году. Да так, что по сей день 98% техники в строю! Однозначно это показатель качества и надежности техники. Мониторят его несколько раз в день, на 6:00, 8:00 и на 16:00. Если в эти замерные часы наличия на линии автобусов от всего парка автобусов составляет не менее 95% это хороший показатель. В ремонтной зоне стоял единственный Citelis, да и то на обслуживании по регламенту. Автобусы в среднем проходят 350-400 километров в день, не трудно посчитать, что многие из них преодолели рубеж в 400 тысяч километров. Практика эксплуатации этих автобусов позволила безо всяких сомнений закупить еще 170 пригородных Crossway и 210 городских Urbanway, которые специально для Астаны собрали на «СарыаркаАвтоПроме» в Костанае. 

Машинокомплекты приходят из французского города Анноне, там расположен один из заводов Iveco Bus, окончательная сборка осуществляется в Костанае на предприятии «СарыаркаАвтоПром». 

Европейские автобусы конечно хороши, но цена…прекрасный повод для баталий «диванных воинов». Кто-то взял да и разделил сумму контракта 65 млн евро на 210 автобусов, и не разобравшись получил среднюю температуру по палате. На самом деле низкопольный Urbanway пришел в Астану в трех обличьях: большинство автобусов это классические трехдверные 12 метровые машины - их 175 единиц, еще двадцать 12-метровых имеют гибридную силовую установку (ради интереса, посмотрите, сколько стоят такие автобусы у конкурентов) и 15 сочлененных 18-метровых «гармошек». Сколько на самом деле стоит автобус в спецификации «Астана LRT» можете посмотреть в таблице:

Но не все так просто, как кажется. Автобусы Urbanway, переданные в лизинг автопаркам, это не только подвижной состав, но и сервис - производитель дает расширенную гарантию на 8 лет. Ни продавцы MAN, ни Mercedes-Benz таких условий предложить не смогли. Кроме того дистрибьютор сформировал склад необходимых запчастей, подготовил бригаду автотехников, это тоже жесткие требования столичного акимата и правильно! Автобус - это только часть продукта, а наличие сервиса и запчастей - неотъемлемая часть, которая должна точно также оцениваться и мониториться властями. Коммерческая техника не терпит простоя, каждый день выливается автопарку в ощутимую «копейку».

Хороший и комфортный общественный транспорт - это престиж не только столицы, но и всей страны

Что такое 8 лет для автобуса? Это миллионы перевезенных пассажиров, на одном только топливе и обслуживании за этот срок можно отбить треть цены. Выбор в пользу европейских автобусов очевиден, а вот с подбором водителей еще надо поработать. Город растет как на дрожжах, а профессиональные кадры за ним не успевают. Тем не менее в столице организация движения и подвижной состав на голову, а то и на две выше, чем в Алматы, не говоря уже про любой другой город республики.

Да, конечно европейские автобусы стоят не дешево, но при правильном обслуживании и высококлассных водителях эти автобусы ходят значительно дольше более дешевых российских и азиатских аналогов. Далеко ходить не нужно, в 2013-2014 годах в Алматы на заем ЕББР из расчета 175 тысяч долларов США за штуку было закуплено 650 автобусов Yutong. В каком состоянии они сейчас? Почти половина к сожалению списана и раздербанена на запчасти!

Подведем итоги нашей «контрольной проверки»: однозначно покупка европейских автобусов оправдана. Это обусловлено не только комфортом автобусов, но и надежностью техники особенно в условиях сурового столичного климата. Немаловажно отметить, что на наш вердикт оказал влияния фактор продленной гарантии до 8 лет, наличие сервиса и мобильных бригад, но и конечно показатель выхода автобуса в 98%! Браво Iveco, нечего сказать! 

Конечно, дорогие читатели, это не значит что все идеально, как всегда столичным властям есть куда стремиться и на что обратить внимание. Как мы видим необходимо и дальше повышать уровень обслуживания в общественном транспорте, уходить от наличных форм расчета и конечно и дальше обновлять парк автобусов, так как справедливости ради нужно отметить, что в столичном парке не только новая техника и не все маршруты могут похвастаться комфортными автобусами. На периферийных маршрутах мы увидели по истине «раритетную технику». Если в цифрах то все еще остается порядка 350 старых автобусов, которые необходимо менять в ближайшие годы. Столичные власти нас, кстати, заверили что эту работу продолжат.

Что же тут скажешь, за столичных жителей можно только порадоваться. Мы оставляем за собой права и дальше следить за развитием общественного транспорта не только в Астане, но и в других городах и приходить со своими общественными проверками в самое сложное и не всегда удобное время для городских чиновников, что бы посмотреть все своими глазами и без домашних заготовок. Этому как мы знаем наши чиновники уже давно научились.

Заметили опечатку?
Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

Комментарии
6
Добавить комментарий
(CTRL+ENTER)
отменить или (CTRL+ENTER)

Интересное в Дорожном патруле:

Новости партнеров:

Наверх
Авторизация
Уже зарегистрированы?
или авторизуйтесь через социальные сети: