Машина не выбрана
Машина не выбрана
Марка
Модель
Поколение
или отменить
10 марта в 14:01, 19 529 53

Транспортный налог отменят?

В конце февраля в Астане состоялся «круглый стол» с участием председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов РК Даулета Ергожина. Одной из повесток собрания стала вероятность отмены транспортного налога. Если это предложение примут, что можно ожидать казахстанским автомобилистам?

Транспортный налог на некоторые категории автотранспорта в Казахстане поистине драконовский. Платить почти полмиллиона тенге только за то, что в гараже красуется какой-нибудь внедорожник с шестилитровым мотором иначе как абсурдом не назовешь.

Впрочем, есть государства, в которых существует более сложная система налогообложения. К примеру, в Японии владелец транспортного средства сначала платит налог при покупке машины (примерно 5% от ее стоимости), потом при постановке на учет. Сумма рассчитывается, исходя из объема двигателя и массы автомобиля. Далее уже оплачивается ежегодный транспортный налог, составляющий сотни, а порой и тысячи долларов США.

Во Франции также сложная система. Сначала платится налог по мощности и объема двигателя, потом – в зависимости от количества углекислого газа, который выбрасывает автомобиль. Однако есть страны, например, Китай или США, где транспортный налог упразднен – его просто включили в стоимость топлива.

Ежегодно в Казахстане продаётся 4 млн тонн или примерно 5.2 млрд литров топлива. За это же время в стране собирается более 42 млрд тенге транспортного налога (данные за 2015 год).

Что предлагается?

В первую очередь – убрать налог вообще, во вторую – изменить акцизы на топливо, производимое, ввозимое и продаваемое на территории Казахстана. Разумеется, в сторону увеличения. Другими словами – топливо подорожает. Настолько именно – не известно, все предполагаемые решения сейчас на стадии обсуждений. Однако уже промелькнула в новостных порталах цифра 9 – именно столько тенге предлагают добавить к существующей цене на топливо.

Результат любого действия приводит к тому, что кто-то выигрывает, кто-то проиграет. В случае отмены налога в числе первых будут обладатели автомобилей с четырех и более литровым двигателем.

Простой пример: автомобиль с мотором объемом 4.7 л и средним расходом 20 л/100 км. Допустим, годовой пробег такой машины – 15 тысяч км. В 2016 году сумма налога составляет от 253 до 280 тысяч тг. При новой системе налогообложения получится следующее: для указанного пробега и при том расходе машина израсходует 3000 литров, за каждый из которых нужно доплатить 9 тенге акциза. Итого, весь налог составит всего 27 тысяч тенге, т.е., примерно, в 10 раз меньше существующего.

Отмена налога на руку владельцам таких старых внедорожников: они будут платить в десять раз меньше

Казалось бы, вот он, главный аргумент против отмены налога, ведь государство недополучит много денег. Однако, это спорный аргумент. Во-первых, доля автомобилей с двигателем объемом свыше 4 л невелика – порядка 2%. Во-вторых, не секрет, что некоторые владельцы таких машин, используя законные и не очень схемы, избегают уплаты налога вообще. Так что тут наоборот, казна может рассчитывать на 100-процентный сбор налога.

Но как быть с основной массой? Попробуем рассчитать, основываясь на известных цифрах. Среднестатистический пробег автомобиля в Алматы – 15 тысяч км. Современная малолитражка с двигателем объемом 1.6 л и АКПП расходует в среднем 9 л/100. В год она сожжет 1350 л, за которые заплатит 12150 тг акциза. Это более чем на 5 тыс. тг больше, чем налог, который платится в этом году. Двухлитровая машина с расходом 10 л/100 км заплатит более 13 тысяч тенге акциза, вместо 10000 тг налога по нынешним правилам. Для машин, объем которых меньше 2.5 л будет однозначное увеличение затрат. Учитывая, что на долю таких машин приходится более 70% всего автопарка, то налоговые поступления наоборот вырастут.

Больше всех пострадают владельцы малолитражек, занимающиеся частным извозом - они будут платить в несколько раз больше, чем раньше. но все равно суммы не станут неподъемными

Чего можно ожидать?

Вероятность отмены транспортного налога озвучена не впервые. И всякий раз она вызывала споры сторонников и противников идеи. Главные доводы противников: увеличение стоимости топлива вызовет рост затрат на транспортные составляющие, что приведет к повышению цен на все. Действительно, в странах с прозрачной экономикой так и происходит. Но не у нас. За последний год в стране ценники на АЗС менялись неоднократно: сначала бензин АИ-92 стоит 109, потом 115, далее 130 тг. Затем начал дешеветь: 115, после даже до 95 тг за литр упала цена. Ну и снова полезла вверх до 128, снова откатилась до 125. И сильно за это время увеличилась, а потом упала и снова выросла транспортная составляющая? То-то и оно. Этот рост в 9 тг просто нивелируется в длинной цепочке различных посредников, как исчезали там же скачки с 30 тг.

А что говорят сторонники? Во-первых, это избавление автовладельца от лишней бюрократической волокиты со справками об уплате налога, стояния в очередях и прочих прелестей общения с государственным механизмом.

Во-вторых, в идее включения налога в топливо есть немалая толика справедливости. Действительно, если автомобиль выезжает раз в месяц, почему водитель должен платить больше, чем тот, кто нелегально таксует, наматывая сотни километров в день? Или по-другому: если человек купил большой экспедиционный внедорожник, который используется по прямому назначению, но несколько раз в году – почему ему приходится платить и за себя, и «за того парня»?

В-третьих, налог в топливе может стать стимулом если не пересесть за руль малолитражки, то, хотя бы, поддерживать автомобиль в технически исправном состоянии, чтобы снизить расход топлива. А это приведет, дополнительно, к уменьшению токсичности выхлопных газов.

Кстати, после предлагаемого нововведения могут измениться цены на некоторые автомобили, в частности, на многолитровые внедорожники пожилого возраста. Если сейчас мало кто готов купить 20-летний автомобиль, за который в год надо платить очень много, то после отмены драконовских ставок спор на крепкие и выносливые вездеходы может резко возрасти.

Введут или не введут налог в бензин – покажет время. Сейчас идет разработка нового налогового кодекса. А нам остается только ждать решения.

Заметили опечатку?
Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

Комментарии
54
Добавить комментарий
(CTRL+ENTER)
отменить или (CTRL+ENTER)

Интересное в Дорожном патруле:

Новости партнеров:

Наверх
Авторизация
Уже зарегистрированы?
или авторизуйтесь через социальные сети: